Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии /рецензия/ En duva satt på en gren och funderade på tillvaron
Швеция, Германия, Норвегия, Франция, 2014
Артхаус, 18+
101 мин. / 01:41
|
|
Режиссер:
Рой Андерссон
Сценарий:
Рой Андерссон
В ролях:
Хольгер Андерссон,
Нилс Вестблом,
Лотта Ларссон,
Виктор Джилленберг,
Лотти Тёрнрос, Йонас Герхолм, Ола Стенссон, Оскар Саломонссон, Роджер Олсен Ликверн, Матс Райден ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Сказки Андерссона,
или Мы из индустрии развлечений
Во времена расцвета блокбастеров и моды на 3D вновь слышны заявления снобов о том, что киноискусство умерло, став индустрией развлечений. А между тем, в прокат выходит новый фильм Роя Андерссона, опровергающий это мнение уже одним только названием — «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии».
Разгоняя облака
Этот сюрреалистический альманах словно дает мастер-класс нашим деятелям артхауса. Разгоняя в клочья германовские «Электрические облака», стильный видеоряд со статичными кадрами и экспрессионистскими гримами завораживает, заставляя с головой окунуться в набор притч на тему абсурда повседневной жизни, почувствовать хрупкость и призрачность бытия.
Злоключения двух пожилых коммивояжеров, с загробным видом объявляющих: «Мы из индустрии развлечений», оборачиваются трогательной историей о дружбе. Моносцены исполнены так виртуозно, что зал хохочет от одного предвкушения рефрена «Рад слышать, что у вас все хорошо!». Исторические экскурсы отражают современные реалии: режиссер не побоялся показать Карла XII, возмущающегося: «Коварный русский тайно вооружился!». А когда пародийные вариации на тему гимна «Глори, глори, халелуйя!» сменяются неторопливой мелодией, на ее мотив так и хочется запеть: «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю, чому я не сокил, чому не литаю?».
Вот и опять среда
Петербургские поклонники Роя Андерссона смогли не только увидеть фильм раньше выхода в прокат, но и встретиться со шведским маэстро. В уютном зале кинотеатра «Аврора» смешной круглолицый человек, совсем не похожий на звезду, с юмором говорил о серьезных вещах, а на столе сиял полученный за «Голубя...» «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. В живом общении открывались неизвестные факты кино-шедевра — например, отсылка к преступлению шведской компании «Болиден», в 1980 году сплавившей в Чили ядовитые отходы.
Образы, созданные шведским режиссером, оказались не только близки российскому зрителю, но и узнаваемы. Индустриальные пейзажи почти идентичны видам наших новостроек, а кафе, куда ненароком может заглянуть какой-нибудь монарх, словно снималось где-то в Купчино! Да и манеру выстраивать кадры без крупных планов Андерссон, по его признанию, позаимствовал из живописи Репина. Так что между Швецией и Россией оказывается гораздо больше общего, чем можно было предположить. И даже пессимистичное «Вот и опять среда» для наших читателей звучит оптимистично — ведь по средам выходит наш журнал! Рад слышать, что у вас все хорошо!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"