Эверест /рецензия/ Everest
США, Великобритания, Исландия (2015)
Триллер, драма 12+
121 мин. / 02:01
|
|
Режиссер:
Бальтасар Кормакур
Сценарий:
Уильям Николсон, Саймон Бофой
В ролях:
Джейсон Кларк,
Джош Бролин,
Джон Хоукс,
Робин Райт,
Эмили Уотсон, Кира Найтли, Сэм Уортингтон, Джейк Джилленхол, Анг Фула Шерпа, Томас М. Райт ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
В зоне смерти,
или Никто не гибнет зря
Высочайшая горная вершина мира — Джомолунгма, она же Эверест — всегда была главной мечтой скалолазов всего мира. Первое восхождение состоялось в мае 1953 года, а в начале 1990-х годов экспедиции на вершину были поставлены на коммерческие рельсы. Что, по мнению самих альпинистов, стало причиной многочисленных трагедий. О самой известной из них рассказывает новая альпинистская драма Бальтазара
Кормакура «Эверест».
Здесь климат иной
Итак, опытный альпинист Роб Холл (Джейсон Кларк) организует коммерческие восхождения на Эверест. Вот и в мае 1996 года Роб, оставив дома беременную жену Джен (Кира Найтли), собирает экспедицию под названием «Консультанты по приключениям». В команду, в частности, входят немолодой скалолаз Даг Хансен (Джон Хоукс), для которого это последний шанс покорить Эверест; журналист Джон Кракауэр (Майкл Келли), которому заказана статья; и горный турист Бек Уэзерс (Джош Бролин), которого дома ждут жена Пич (Робин Райт) и двое детей.
Этим же маршрутом отправляется экспедиция «Горное безумие», которую ведут Скотт Фишер (Джейк Джилленхол), безбашенный конкурент Роба, и Анатолий Букреев (Ингвар Эггерт Сигурдссон), русский альпинист из Казахстана. Роб и Скотт договариваются действовать сообща, но в процессе восхождения возникают задержки. И вот, когда опускается ночь, а с нею приходит снежная буря, куратор из базового лагеря Хелен Уилтон (Эмили Уотсон) слышит по рации, что 13 человек не успели покинуть зону смерти — верхнюю часть горы, где царят разреженный воздух и мороз. Последовавшие события станут печально известны как трагедия на Эвересте 1996 года...
Нет алых роз и траурных лент
Вместо захватывающего триллера фильм оказался неторопливой драмой, показывающей, что романтиков, воспетых Высоцким, Визбором и Матвеевой, остались единицы. А то, что когда-то было испытанием духа, давно превратилось в бизнес. Никакого «весь мир на ладони, ты счастлив и нем» — вершины достигают полуживые, выжатые физически и морально люди. Эмоциональность привносит лишь напряженная музыка Дарио Марьянелли, где на фоне клавишных мелодию ведет ритм-секция.
Конечно, разворачивающиеся на экране пейзажи Эвереста выносят мозг, а вой и грохот снежной бури дают понять, за что получают «Оскар» мастера звуковых эффектов. Главный минус фильма — в стремлении избежать оценок. Пытаясь представить беспристрастный взгляд, режиссер явно лукавит, перекладывая ответственность за трагедию на погоду, а неподготовленность экспедиций вроде бы ни при чем. Боясь обличительного пафоса, постановщик слишком «засушивает» действие. В результате фильм, позиционирующийся как ансамблевая драма, перекошен в сторону истории Бека Уэзерса.
Конечно, этот «Эверест» возвышается над поделками вроде «Скалолаза» Ренни Харлина. Но фильм Кормакура лишь немногим ближе к недосягаемой вершине, где сверкает изумрудным льдом лучший фильм о скалолазах —«Крик камня» Вернера Херцога.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"