Дама в очках и с ружьем в автомобиле /рецензия/ La dame dans l'auto avec des lunettes et un fusil
Франция, Бельгия (2015)
Триллер 16+
93 мин. / 01:33
|
|
Режиссер:
Жоанн Сфар
Сценарий:
Патрик Годо, Жиль Маршан, по Себастьяну Жапризо
В ролях:
Фрейя Мавор,
Бенжамин Биолэй,
Элио Джермано,
Стэйси Мартин,
Тьерри Анкиссе, Сандрин Ларош, Фредерик Этерлинк, Ален Белло, Эдуар Жиар, Франсуа-Доминик Блен ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Алиса в чужом сне,
или Когда моя жизнь полетела в кювет?
Ставший бестселлером роман классика французского интеллектуального детектива Себастьяна Жапризо «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» экранизировался уже не раз — включая классическую киноадаптацию Анатоля Литвака (1970) и российский мини-сериал от ТК «Культура» (2001). Ныне свою версию представил Жоанн Сфар — французский художник и автор комиксов, переквалифицировавшийся в режиссеры.
Увидеть море
Итак, рыжая, конопатая и очкастая, но юная, стройная и длинноногая Дани (Фрея Мавор) живет в Париже и работает секретаршей в рекламном агентстве Мишеля Каравея (Бенжамен Бьолэ). Однажды босс улетает с семьей в Швейцарию и просит девушку отогнать из аэропорта в Париж его машину. Дани соглашается, ведь Каравей ей не чужой — он женат на ее сестре Алиби (прекрасная Стейси Мартин, запомнившаяся по «Нимфоманке» и вытащенная лукавыми прокатчиками на первые места постеров, на самом Деле имеет пять минут экранного времени).
Но, оказавшись за рулем роскошного «Форда Тандерберда» бирюзового цвета, Дани не может преодолеть искушение и решает съездить на юг — ведь она никогда не видела моря... Тут-то и начинают происходить пугающие вещи: встреченные по дороге незнакомые люди говорят, что она уже проезжала тут вчера на этом же автомобиле! Дальнейшие события нарастают как снежный ком и грозят сбросить всю пусть скучную, но налаженную жизнь парижанки в кювет. Дани пытается разобраться в происходящем. Неужели у нее завелся двойник? Или она сходит с ума? Или все это просто странный чужой сон — вроде того, в котором оказалась кэрролловская Алиса?..
Просто мираж
Жоанн Сфар, пять лет назад дебютировавший в кинорежиссуре потрясающим биографическим комиксом «Генсбур: Героическая жизнь», после участия в двух мультпроектах вернулся в игровое кино. И на сей раз обратился к сюжетным приемам классического французского нуара, сочетая их с визуальными находками американского сюрреализма и заставляя вспомнить одновременно Клода Шаброля и Дэвида Линча. При этом сюжет, виртуозно балансирующий на грани тайного и явного, отражается в облике героини, рассекающей в дерзком мини-платье, которое, однако же, не открывает ничего лишнего.
С помощью прихотливого монтажа и наэлектризовывающего действие саундтрека, в котором оригинальная музыка Аньес Олье сплетается с эстрадными хитами, режиссер мастерски создает атмосферу зыбкого, иррационального сна. Реальность и видения, переплетаясь в сознании героини, заставляют вместе с нею и нас ломать голову: реально ли происходящее на экране? Или это — просто мираж? Конечно, зритель, привыкший к триллерам на тему темной половины вроде «Сердца Ангела» или «Тайного окна», углядит признаки очередной притчи о схватке с доппельгенгером. Но что-то неясное, прячущееся в изгибах сюжета, наводит на мысль: возможно, этот сон снится не «Алисе»? И где-то в высокой траве скрывается «черный король»?
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"