Бёрдмэн /рецензия/ Birdman
Fox Searchlight (США, Канада), 2014
Драма, 16+
119 мин. / 01:59
|
|
Режиссер:
Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценарий:
Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис ...
В ролях:
Майкл Китон,
Эдвард Нортон,
Эмма Стоун,
Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо, Эми Райан, Линдси Дункан, Дэмиэн Янг, Джереми Шамос ...
Официальный сайт фильма:
http://www.birdmanthemovie.com
|
Бердмэн над Бродвеем,
или Меня здесь нет
Оказывается, наши кинопрокатчики не только безграмотные, но и склерозом страдают! Господа, ну если вы сами писали «Бэтмен», то и в названии, содержащем аллюзию к лентам Тима Бертона, тоже должна быть буква «е»! Это и ежику понятно — но только не нашим локализаторам, ничтоже сумняшеся написавшим через «э»: «Бёрдмэн»! Кстати, полное название новой трагикомедии-притчи Алехандро Г. Иньярриту — «Бёрдмэн, или (Неожиданное достоинство невежества)».
Сегодня на смех...
Итак, Ригган Томсон (Майкл Китон) — актер, прославившийся ролью в кинокомиксах о супергерое Бёрдмэне. С тех пор минуло 20 лет — слава и успех ушли, а с ними и жена Сильвия (Эми Райан), дочь Сэм (Эмма Стоун) вымахала в отмороженную наркоманку, и даже поклонники, помнящие Бёрдмэна, не приносят ничего, кроме раздражения. На склоне лет Ригган затевает проект на Бродвее с собой в главной роли. Однако, несмотря на усилия продюсера Джейка (Зак Галифианакис), лучшего друга и адвоката Томсона, постановка не клеится.
Все меняется, когда актриса Лесли (Наоми Уоттс) ангажирует в проект бродвейскую звезду Майка Шайнера (Эдвард Нортон). Кажется, у Риггана есть все шансы возродить рухнувшую карьеру! Но склеить жизнь оказывается не так просто. Бабник Майк так и норовит соблазнить дочь Томсона, любовница Риггана, актриса Лора (Андреа Райзборо) некстати заявляет о беременности, а ведьма-критикесса Табита Дикинсон (Линдси Дункан) собирается, даже не видя спектакля, поднять его на смех! А главное — психика Риггана подточена спорами с прошлым, материализовавшимся в виде Бёрдмэна. И этот ангел-хранитель, превратившийся в доппельгенгера, готов наделить актера суперсилой — лишь бы тот вернулся в лоно образа Человека-птицы.
...завтра на пьедестал!
Сценарий обращается к одному из самых прекрасных и опасных чудес человечества — театральному искусству. Культовый мексиканский режиссер заставляет зрителя погрузиться в мир, где «старость — это Рим, который взамен турусов и колес не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Не без помощи блистательной работы оператора Эммануэля Любецкого, снявшего фильм как бы одним дублем, — прием не новый, но исполнен на уровне, заслуживающем «Оскара»! Нельзя не отметить и уникальный саундтрек Антонио Санчеса, состоящий из барабанных ритмов. Из актеров особенно хочется выделить Эдварда Нортона, убойно высмеивающего собственные прошлые звездные закидоны, и Эмму Стоун в неожиданной роли проблемной девицы (потрясающе дублированной Викторией Зайцевой).
Но главной удачей фильма стал грандиозный камбэк Майкла Китона, уже получившего «Золотой глобус» и имеющего шансы на «Оскар». Реальный бэкграунд позволил ему слепить своего героя из собственных коллизий и переживаний. Ведь когда-то Майкл ушел от роли Бэтмена — и публика не простила измены. Все эти годы актер, как и его герой, пребывал в ситуации «я есть — но меня здесь нет». И только теперь виртуозная игра Майкла Китона вознесла его на пьедестал признания и успеха.
Неважно, получит фильм свои «Оскары» или пролетит, как Бёрдмэн над Бродвеем. Потому что когда «дышат почва и судьба», даже самые бешеные аплодисменты стоят не больше хлопанья крыльев улетающей синей птицы. Это театр, детка!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"