Снайпер /рецензия/ American Sniper
Warner Bros. (США), 2014
Военная драма, 18+
132 мин. / 02:12
|
|
Режиссер:
Клинт Иствуд
Сценарий:
Джейсон Холл, Скотт МакЭвен ...
В ролях:
Брэдли Купер,
Сиенна Миллер,
Кайл Галлнер,
Коул Конис, Бен Рид, Элиз Робертсон, Люк Саншайн, Трой Винсент, Брэндон Сальгадо, Кейр О’Доннелл ...
Официальный сайт фильма: http://americansnipermovie.com/
|
Ты попал,
или Повелитель песчаной бури
Все-таки интересно: неужели наши прокатчики всерьез думают, что от фильмов, в названии которых есть слово «американский», российские зрители шарахаются как черт от ладана? На такие мысли наводило изъятие этого страшного слова из прокатного названия ленты «Американский гангстер». И вот теперь история повторилась с картиной «Американский снайпер» — новая военно-биографический драма Клинта Иствуда вышла в наш прокат как просто «Снайпер»!
Прекрасный охотник
Фильм основан на автобиографической книге Криса Кайла — самого успешного снайпера в истории Вооруженных сил США. Повествование начинается несколько необычно — не с начала и не с конца, а с середины. Мы знакомимся с Крисом (Брэдли Купер) в очень непростой момент: лежа на крыше дома, он прикрывает американских морпехов в Ираке и в оптический прицел видит, как местная женщина вооружает гранатой своего маленького сына. Нажмет ли боец на спусковой крючок?
Ответ на этот вопрос мы получим, когда узнаем историю обычного техасского парня, увлекавшегося родео и охотой, жизнь которого изменила трагедия 11 сентября. Хотя он уже не был наивным юнцом и собирался жениться на любимой девушке Тае (Сиенна Миллер), желание защитить свою страну от фанатиков-убийц привело Криса на ту самую крышу. И оказалось, что быть прекрасным охотником, которому легче попадать, когда цель дышит, достаточно, чтобы стать на войне легендой и выйти победителем из противостояния с вражеским снайпером Мустафой. Но достаточно ли, чтобы вернуться с войны человеком?
Под прицелом
Сам Крис Кайл как-то пошутил, что если о нем когда-нибудь снимут фильм, то режиссером должен быть только Клинт Иствуд. Несмотря на то, что проектом интересовались Дэвид О. Расселл и Стивен Спилберг, в конце концов желание снайпера сбылось. И 84-летний ветеран Голливуда, создавший выдающуюся дилогию о Второй мировой, вновь не ударил в грязь лицом, удержавшись от ура-патриотизма. Оставляя за скобками причины войны, «расстреливая» кинозал звуками перестрелок (звуковые эффекты удостоены премии «Оскар»!), Иствуд в своей холодноватой, отстраненной манере показывает, что любая война — это песчаная буря, которая сметает человеческие души как песчинки, не разбираясь, кто прав, кто виноват. И хотя «Оскар» вновь обошел Брэдли Купера, актер вполне заслужил награду. И не только тем, что превратился из изящного обаяшки из комедий разной степени интеллектуальности в накачанную и угрюмую машину смерти, но и тем, что смог без всяких актерских «костылей» создать глубокий образ человека, для которого жизнь под прицелом становится ближе и понятней простых человеческих радостей.
В чем-то фильм даже глубже оскароносной ленты «Сундук боли», получившей в нашем прокате нелепое название «Повелитель бури». Так как не только констатирует печальную истину «кому война, а кому мать родна», но и показывает, что бог войны не отпускает даже тех, кто оказался сильнее его. Кайл нашел в себе силы не только вернуться, но и занять свое место в мирной жизни — но война все-таки настигла его. И пулю, выпущенную в того, кто хотел его убить, вернул Крису тот, кому он хотел помочь. Потому что священных войн не бывает.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"