А зори здесь тихие /рецензия/
«Наше Кино» (Россия), 2015
Военная драма, 12+
120 мин. / 02:00
|
|
Режиссер:
Ренат Давлетьяров
Сценарий:
Юрий Коротков, Артем Виткин, Ренат Давлетьяров ...
В ролях:
Пётр Фёдоров,
Анастасия Микульчина,
Женя Малахова,
Агния Кузнецова,
Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин ...
Официальный сайт фильма:
http://zori-film.ru
|
Они сражались за Родину
К ремейкам советской киноклассики в обществе отношение, как минимум, настороженное. Тем более, что удач по этой части почти нет. Так что взявшийся за новую версию «А зори здесь тихие...» Ренат Давлетьяров не устает повторять, что это никакой не ремейк, а новая экранизация военной повести Бориса Васильева...
Паче чаяния
Разумеется, режиссер слегка лукавит. Сравнения с великолепным фильмом Станислава Ростоцкого возникают у зрителя то и дело, хотя поймать постановщика за руку непросто: первая экранизация тоже была довольно близка к тексту автора, чтобы вылавливать значимые расхождения между всеми вариантами. И все же «творческая оглядка» на картину 1972 года вполне себе чувствуется — по наличию почти покадровых цитат из нее.
В любом случае, новые «А зори здесь тихие...» приятно удивляют, поскольку подсознательно настраиваешься на очередную гламуризацию военной истории страны, а получаешь вполне достойное кино. Которое не способно затмить оригинал, однако снято с очевидным уважением к предшественникам и не пытается так откровенно заигрывать с постсоветской публикой, как это делал «Сталинград», заманивая молодежь на сеансы взрывами и спецэффектами.
Что больше всего импонирует, так это актерская игра. Исполнители ролей, не хватая, в принципе, с неба звезд, понимают, с кем их будут сравнивать, изо всех сил тянутся за предтечами и порой прыгают выше головы. Это касается и Петра Федорова в роли старшины Васкова, и Кристины Асмус в образе Гали Четвертак, и Анастасии Микульчиной (Рита Осянина). Да всех.
Никто не забыт...
В некоторых моментах, как ни странно, «А зори здесь тихие...» Давлетьярова даже заметно превосходит кино Ростоцкого. Это предсказуемо касается экшна, ставшего более реалистичным, продвинутой техники съемок, а также уровня драматизма: лента Давлетьярова короче минут на 70 и подает события с большей энергией и напряжением.
Без тех или иных осечек, конечно, не обошлось. Грубоватый монтаж заставляет подозревать, что снято больше материала, чем вошло — и это в самом деле так. Через некоторое время по ТВ покажут расширенный, 4-серийный вариант картины. Также напрягают настойчивые упоминания сталинских репрессий, без которых тот же Васильев отлично обошелся — и не думаю, что по соображениям самоцензуры.
И все же, как представляется автору этих строк, отдельные недостатки не помешают новым «Зорям...» занять заметное место в памяти отечественного зрителя. Фильм с впечатляющей мощью подтверждает тезис о том, что «у войны не женское лицо». Но также он не дает забыть простую и жестокую истину: в отчаянных обстоятельствах порой приходится умирать за то, чтобы другие могли жить. И именно благодаря людям, о которых рассказывает картина, живы мы. Забывать об этом нельзя.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"