Том на ферме /рецензия/ Tom à la ferme
MK2 Productions (Канада, Франция), 2013
Гей-драма, 18+
102 мин. / 01:42
|
|
Режиссер:
Ксавье Долан
Сценарий:
Мишель Марк Бушар, Ксавье Долан
В ролях:
Ксавье Долан,
Пьер-Ив Кардинал,
Лизе Рой, Эвелин Брошу, Мануэль Тадрос, Жак Лавалли, Энн Карон, Калеб Лэндри Джонс,Мелоди Симар...
Официальный сайт фильма:
https://www.facebook.com.../
|
Осеннее танго
Несмотря на стремление нашего государства заставить своих граждан снова «держать равнение, даже целуясь» и попытки клерикалов вновь делить искусство на «великое» и «дегенеративное», кинопрокатчики все еще с нами. И фильмы канадского вундеркинда Ксавье Долана пока еще доходят до наших экранов — пусть и в ограниченном прокате. Новое творение любимца Канн — триллер-притча по пьесе Мишеля Марка Бушара «Том на ферме».
Любовь и ненависть
Итак, на ферме в канадской глубинке доживает свои дни пожилая Агата (Лиз Руа). Ее сын Гийом, покинувший отчий дом, погиб в 25 лет, и Агата ожидает, что на похороны приедет его подруга. Однако вместо девушки приезжает очаровательный блондин Том (Ксавье Долан) — настоящая любовь Гийома, которую тот скрывал от матери. Иллюзию поддерживал старший брат Гийома Франсис (Пьер-Ив Кардиналь), знакомство с которым становится испытанием для юного Тома. Франсис проникается болезненными чувствами к гостю, вымещая на нем свою боль и неизжитые комплексы. За напускной грубостью, гомофобией и склонностью к рукоприкладству этого волка-одиночки скрываются задавленная чувственность и ранимость. Напуганный безумными выходками Франсиса, Том постепенно начинает ощущать тягу к брату своего любовника и жизни на ферме. Но гремучий коктейль из любви и ненависти в любую минуту может взорваться вспышкой кровавого насилия...
Стать лучше
Как и предыдущие картины Долана, «Том на ферме» завораживает виртуозно выстроенным видеорядом, несущим осеннее настроение, растушеванное по пейзажам из пожелтевших кукурузных стеблей, в которые гармонично вписаны обесцвеченные волосы Тома. Статичные разговорные кадры сменяются стремительными клипами под тревожную музыку Габриэля Яреда, где режиссёр использует прием вариэкрана, обостряя отношения героев до предела, а затем ловко сбрасывая напряжение обманными ходами — вроде крови на руках героев в коровнике.
К середине фильма за бытовым слоем открывается метафизический: Франсис — это Америка, и режиссер показывает то, как она обращается с Европой, которая в ответ на унижения смотрит влюбленными глазами. Танго, которое танцуют Том и Франсис, — своеобразная схватка не только чувств, но и мировоззрений. А ближе к финалу режиссер прямо раскрывает метафору, и фраза «Я стараюсь стать лучше!» звучит из-под звездно-полосатого флага. Развивая традиции Клода Шаброля, Долан играет со зрителем, облекая в структуру триллера философские мысли — и далеко не только о превратностях любви.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"