Ной /рецензия/ Noah
Paramount (США), 2014
Драма, приключения, фэнтези, 12+
138 мин. / 02:18
|
|
Режиссер:
Даррен Аронофски
Сценарий:
Даррен Аронофски, Эри Хэндел
В ролях:
Рассел Кроу,
Дженнифер Коннелли,
Рэй Уинстон,
Энтони Хопкинс,
Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, Ник Нолти, Марк Марголис, Кевин Дюран...
Официальный сайт фильма:
http://www.noy-film.ru/
|
История праведника,
или Кто не выплыл, тот утоп
Всемирный потоп — один из камней преткновения вечных споров на тему
«было или не было?». Интерес к «фотографиям Ноева ковчега» не спадает даже после признания их автора в мистификации. Даже странно, что до сих пор кинематограф обходил столь благодатный сюжет. Но вот свершилось — встречайте новую библейскую драму Даррена Аронофски «Ной»!
Я не один
Фильм четко разделяется на две половины: до начала потопа и после. И первая часть производит странное впечатление — кому она адресована? Людей, не склонных считать Библию историческим документом, изложение истории праведника Ноя (Расселл Кроу), его жены Ноемы (Дженнифер Коннелли) и их сыновей в лучшем случае вгонит в скуку, в худшем — покоробит «влобной» нравоучительностью. Но и последователей веры фильм не приведет в восторг: вместо библейской притчи на экране разворачивается фэнтези-блокбастер, заставляющий вспомнить скорее «Властелина Колец», нежели «Страсти Христовы».
Режиссер лихо вплетает в сюжет дополнительные линии — от позаимствованных из апокрифов до полностью вымышленных. Тут и дедушка Ноя Мафусаил (Энтони Хопкинс) — этакий Гэндальф на пенсии. И приемная дочь Ноя Ила (Эмма Уотсон), чей союз с сыном Ноя Симом (Дуглас Бут) вы-зывает зависть другого сына Хама (Логан Лерман). И царь людей Тубал-Каин (Рэй Уинстоун), кладущий свой грешный глаз на ковчег. И даже падшие ангелы, Стражи — этакие каменные кракозябры, помогающие Ною. А мы-то думали, что пафосное восклицание Ноя «Я не один!», которое мы слышали в ролике, — это про Господа... А уж от появления в финале радуги — символа Ноева завета, на минуточку! — наших псевдоборцов за веру явно стошнит.
Больно, но справедливо?
Образ Ноя заинтересовал Даррена Аронофски еще в детстве. Однако чтобы воплотить свои мысли на экране, режиссеру пришлось сначала показать исходную ситуацию. При этом Кроу и Коннелли выглядят плоскими болванчиками, слепо повинующимися Создателю. Который, вместо того, чтобы «явиться сразу нам всем и лишить нас свободы лгать», опять преподносит себя выборочно и доносит свои послания языком бабки-ведуньи. В результате самым симпатичным персонажем оказывается Тубал-Каин — предводитель грешников, который высказывает гуманистические мысли. А главным грехом в картине является... нет, не то, что так беспокоит наших депутатов, а такое страшное деяние, как употребление в пищу МЯСА! В общем, пока вся эта вампука следует библейскому сюжету, смотреть ее откровенно скучно.
Однако во второй половине фильма сюжет неожиданно закладывает нехилый вираж, уходя от куцей идеи «уверуй мне, не то я тебя утоплю!» и раскрываясь с неожиданной стороны: выясняется, что Ной воспринимает свою миссию не совсем так, как привычно для нас. Мучаясь комплексом вины, он уверен, что в мире светлого будущего нет места людям. Следуя девизу «Это больно, но справедливо», герой на глазах превращается в одержимого кровью маньяка. Вот тогда-то, черт возьми, становится интересно! И, в конце концов, лента выруливает к мысли, понравившейся мне еще в режиссерской версии «Бездны» Джеймса Кэмерона: да, человечество — куча далеко не алмазов. И все-таки оно имеет право на существование — просто потому, что вот этот мальчик любит вот эту девочку. Жаль только, что эта гуманистическая мысль подана через призму клерикальной сказки.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"