Самый опасный человек /рецензия/ A Most Wanted Man
Roadside Attractions (США), 2014
Триллер, 16+
122 мин. / 02:02
|
|
Режиссер:
Антон Корбейн
Сценарий:
Эндрю Бовелл, по Джону ле Карре
В ролях:
Григорий Добрыгин,
Филип Сеймур Хоффман,
Хомаюн Эршади,
Мехди Дехби,
Нил Малик Абдулла,
Нина Хосс,
Даниэль Брюль, Вики Крипс, Костя Улльман, Франц Хартвиг...
Официальный сайт фильма:
http://amostwantedmanmovie.com/
|
Вздерни флаг!
Или Все средства хороши
2 февраля 2014 года был найден мертвым актер Филип Сеймур Хоффман (вообще-то, его второе имя произносится как Симор, но у нас его почему-то транскрибируют на французский манер). Выдающийся актер ушел прежде времени трагической дорожкой, оставляемой иглой на венах... По общему мнению, эта смерть стала невосполнимой потерей для мирового кино — в чем можно убедиться, посмотрев новый шпионский триллер Антона Корбейна «Самый опасный человек».
На живца
Итак, сотрудник немецких спецслужб Гюнтер Бахманн (Филип Сеймур Хоффман), после одного провала находящийся в опале у шефа разведки Дитера Мора (Райнер Бок), ведет слежку за уважаемым мусульманским проповедником и благотворителем Фейсалом Абдуллой (Хомаюн Эршади), которого подозревает в тайном финансировании террористов. В поле зрения Гюнтера попадает некто Исса Карпов (Григорий Добрыгин), сын русского военного и чеченской девушки, нелегально приехавший в Гамбург. Считающий себя чеченцем и ненавидящий покойного отца парень, тем не менее, намерен предъявить свои права на папашины деньги, лежащие в частном банке. Адвокатесса по правам человека Аннабель Рихтер (Рейчел Макадамс) берется помочь Иссе и свести его с владельцем банка Томасом Брю (Уиллем Дефо).
Но на банкира выходит и Бахманн. Вместе с верной помощницей Ирной (Нина Хосс) он намерен свести Иссу с Абдуллой, чтобы «на мелкую рыбешку поймать барракуду, а на барракуду — акулу». Но такая тактика не очень-то по душе шефу Мору, который готов вмешаться и повязать всех, сорвав планы Гюнтера. Лишь с помощью прибывшей сотрудницы американских спецслужб Марты Салливан (Робин Райт) Бахманну удается получить на свою операцию 72 часа. За это время ему необходимо успеть склонить на свою сторону Аннабель и убедить ее помочь спасти Иссу, чтобы не позволить крупице зла разрастись в большую беду...
Имя в титрах
Этот фильм — третья полнометражная работа бывшего клипмейкера Антона Корбейна, уверенно дебютировавшего в художественном кино 7 лет назад изысканным музыкальным байопиком «Контроль». Своеобразная, неторопливая, но напряженная манера режиссуры Корбейна как нельзя лучше подошла к лежащему в основе картины сюжету романа Джона Ле Карре, своеобразного «анти-Иэна Флеминга». Вновь, как и в «Шпион, выйди вон!», вместо захватывающих погонь и перестрелок нас ждут скрупулезная слежка и разговоры в затрапезных барах, а вместо эффектного мордобоя и любовных страстей — жесткая война нервов и изощренная игра ума.
Только вместо вернувшегося к делам пенсионера в центре сюжета — усталый профи с потухшими глазами в безупречном исполнении Хоффмана, умудрившегося вообще без внешних эффектов передать и тяжелые переживания недавнего провала, и одержимость своей работой, и убийственное одиночество героя, не чурающегося незаконных методов, но сохранившего человечность — и потому бессильного победить тех, для кого все средства хороши... Безумно жаль, что это один из последних фильмов с именем Филипа Сеймура Хоффмана в титрах.
Кстати, в заглавных титрах значится и русская фамилия: фильм стал первым американским проектом Григория Добрыгина, которому «Серебряный медведь» Берлинского МКФ открыл дорогу в западное кино. И на сей раз нашему актеру доверили сыграть не плоского «русского злодея», а роль объемную, неоднозначную и трагическую. С каковой Григорий справился просто блестяще, без надрыва и мелодрамы показав внутренний надлом, грозящий толкнуть героя на путь зла.
Жаль, что наши вечно спешащие зрители покидают зал, не вникая в суть звучащей на титрах песни «Вздерни флаг». А зря! Потому что знаменитое «болотное танго» звучит как финальный аккорд симфонии лжи и цинизма, горько издеваясь над оголтелым американским патриотизмом. И хриплый голос Тома Уэйтса предупреждает о том, что самым опасным человеком может стать любой, кто считает, что «в любви и на войне все средства хороши». О чем хорошо бы задуматься нашим псевдопатриотам, которые, истерично обличая американцев, сами перенимают позорный опыт «патриотизма с кровью на руках».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"