Мамочка /рецензия/ Mommy
Metafilms, Sons of Manual (Канада), 2014
Драма, 16+
139 мин. / 02:19
|
|
Режиссер:
Ксавье Долан
Сценарий:
Ксавье Долан
В ролях:
Энни Дорвал,
Антуан-Оливье Пилон,
Сюзанн Клеман,
Патрик Уард,
Александр Гойетт, Мишель Литюак, Изабель Нелисс, Пьер-Ив Кардинал, Вивиан Паскаль, Натали Амель-Руа...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Виновата Канада,
или Ты сын и ужас мой
Многие годы главным канадцем мирового кинематографа оставался Дэвид Кроненберг. Но ныне при словах «канадское кино» в голове киноманов всплывает другое имя — Ксавье Долан. Массовому российскому зрителю этот признанный вундеркинд и любимец Канн, 5 лет назад ракетой взлетевший на киношный небосклон, не очень известен: до сих пор его фильмы шли у нас лишь в ограниченном прокате. И вот впервые картина Долана — психологическая драма «Мамочка» — после громких фестивальных и премьерных показов выходит в широкий прокат.
Привет, мама!
Итак, в альтернативной Канаде в недалеком будущем принят новый закон, вводящий прямую и полную ответственность родителей за деяния своих несовершеннолетних детей. В этом антураже начинает развиваться история молодящейся вдовы с неудавшейся жизнью Дианы (Анн Дорваль) и ее 15-летнего сына Стива (Антуан-Оливье Пилон), которого она вынуждена забрать из интерната. Ярко выраженный социопат, Стив не вписывается ни в какие рамки, что значительно осложняет отчаянные попытки Дианы хоть как-то наладить жизнь.
Некоторую надежду вселяет знакомство с соседкой Кайлой (Сюзанн Клеман) — школьной учительницей, пережившей смерть сына и имеющей проблемы с речью. Под присмотром соседки Стив учится смирять свои вспышки патологической ярости, а Кайла под воздействием общения с этой отмороженной парочкой потихоньку выползает из своей скорлупы. Однако, становясь Стиву не только репетитором, но и первой любовью и второй матерью, Кайла замыкает этот любовный треугольник, который рано или поздно придется разорвать...
Странное возвращение
Свое 25-летие Ксавье Долан отметил возвращением к тематике своего кинодебюта «Я убил свою маму», переосмыслив фабулу болезненных отношений матери и сына. Но стало ли это выходом на новый уровень — тут есть определенные сомнения. И главная проблема в том, что, желая обострить сюжет, автор поместил героев в неубедительные обстоятельства — в результате, несмотря на яркую игру актеров, кипящие страсти выглядят бурей в стакане воды. Кстати, удивляет реакция критиков, воспринимающих фильм как политпамфлет, — похоже, эти господа просто опоздали к началу показа и не поняли, что Канада ни в чем не виновата, а законы в фильме вымышленные. И почему все замечают цитаты из дурацкой комедии «Один дома» и никто не замечает оммажи значительно более достойным картинам — «Пинк Флойд: Стена», например?
Надуманность сюжетных коллизий не позволяет всерьез воспринимать проблемы героев, их поступки выглядят нелогично, а в финале и вовсе неправдоподобно. Кстати, прием ложного хэппи-энда не сработал и не произвел особого впечатления. Да и прием вариэкрана, вызывающий у многих такое восхищение, вовсе не ноу-хау — он был изобретен Роланом Быковым еще в 1966 году. И надо заметить, что в предыдущем фильме «Том на ферме» Долан использовал данный прием куда более талантливо. Здесь же изображение, разворачивающееся в моменты внутреннего освобождения героев и вновь скукоживающееся до формата вертикального прямоугольника (а вовсе не квадрата, как почему-то пишут!), выглядит ожидаемо и банально.
Конечно, пятый полнометражный фильм в возрасте, в котором маэстро Кроненберг имел в активе лишь две короткометражки, априори вызывает уважение. Но, рискуя прозвучать диссонансом в общем хоре дифирамбов, позволю себе взгляд, не ослепленный сияющим нимбом канадского вундеркинда: даже если на этот раз фильм войдет в шорт-трек «Оскара» (в чем у меня есть некоторые сомнения), это будет скорее поощрительный приз за предыдущие работы, нежели достойная оценка данного творения.
Обращаю внимание, что в «Авроре» фильм демонстрируется в двух версиях: на дневном сеансе картина идет с русским дубляжем, а на вечернем — на языке оригинала с субтитрами.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"