Двойник /рецензия/ The Double
Studiocanal, Attercop Productions, Alcove Entertainment, BFI (Великобритания), 2013
Триллер, драма, 12+
93 мин. / 01:33
|
|
Режиссер:
Ричард Айоади
Сценарий:
Ричард Айоади, Эви Корин
В ролях:
Джесси Айзенберг,
Миа Васиковска,
Уоллес Шоун,
Ясмин Пейдж,
Ноа Тейлор, Джеймс Фокс, Салли Хокинс, Крис О’Дауд, Пэдди Консидайн, Кэти Мориарти...
Официальный сайт фильма:
https://www.facebook.com/thedoublefilm/
|
Темная половина,
или Этот другой — почти такой же, как я
Сюжетный мотив доппельгангера (злого двойника) — одна из классических тем мирового кино. Начиная с фильма «Пражский студент» и до современных вариаций типа «Луны» разнообразные ожившие тени и восставшие из могил псевдонимы, мстительные клоны и компьютерные копии являются нам с экрана, заставляя задуматься об одном из самых глубинных человеческих страхов — боязни потерять себя. Свежайшее киновоплощение темы — новый трагикомедийный триллер/притча Ричарда Айоади «Двойник».
Федот, да не тот
Итак, рядовой сотрудник некой конторы Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) — маленький незаметный человек, типичный «мистер Целлофан», по которому «проводят взглядом, ходят рядом, не увидав его». И даже в пустом вагоне метро он безропотно уступает место какому-то типу, заявившему: «Вы на моем месте». Саймон далеко не серость, но природная робость не позволяет ему ни представить начальству свой проект, ни поставить на место коллегу-задиру Харриса (Ной Тэйлор), ни пригласить на свидание прекрасную Ханну (Мия Вашиковска).
Но однажды в конторе происходит нечто странное: начальник мистер Пападопулос (Уоллэс Шоун) представляет нового сотрудника, в котором потрясенный Саймон узнает... самого себя! Однако новичок, которого зовут Джеймс Саймон (естественно, тоже Айзенберг) — «Федот, да не тот»: будучи внешне копией нашего героя, по характеру он его полная противоположность! Харизматичный, общительный и уверенный в себе плейбой легко завоевывает положение в конторе и уважение самого хозяина — Полковника (Джеймс Фокс). Поначалу и сам Саймон подпадает под обаяние Джеймса, но вскоре начинает понимать, что двойник все увереннее занимает его место в жизни, тогда как сам Голядкин... простите, Саймон постепенно исчезает...
Соло дуэтом
Фамилия Голядкин, разумеется, вырвалась неслучайно: перед нами британская адаптация повести Ф.М.Достоевского «Двойник», одного из произведений, развивших в нашей литературе традиции Кольриджа и Гофмана. В руках британского телекомика и клипмейкера Ричарда Айоади, оказавшегося своеобразным кинорежиссером, горькая сатира Достоевского на абсурд чиновничьего Петербурга приобретает черты кафкианской притчи. Скрупулезно воссозданный мир, существующий где-то вне времени и пространства, где уживаются современный сканер и архаичный музыкальный автомат, завораживает своей железной логикой настоящего абсурда современного бюрократического общества, в котором любой человек может услышать от какого-нибудь клерка: «Вас нет!».
Блистательно «солирующий дуэтом» Джесси Айзенберг демонстрирует высший пилотаж внутреннего перевоплощения при внешней идентичности. Не случайно игра Джесси напоминает молодого Джереми Айронса — причем одновременно в ролях близнецов в фильме «Намертво связанные» и в заглавной роли в картине «Кафка».
Мия Вашиковска также сыграла одну из своих лучших ролей, виртуозно балансируя на грани воздушной, почти бестелесной девушки-мечты и холодной, почти инфернальной бестии, походя разрушающей жизни своих поклонников. Великолепный финал, одновременно оптимистичный и безнадежный, все-таки оставляет робкую надежду: хочется верить, что если человек — личность, то его не съест никакая система.
И, наконец, половину эмоционального впечатления от фильма обеспечивает потрясающая музыка Эндрю Хьюитта. Дуэт двух скрипок, разведенных в два канала, надрывается так, что Ванесса Мэй отдыхает! От этой симфонической картины раздвоения героя в абсурдном и жестоком мире, который символизирует жесткая ритм-секция, местами просто дух захватывает. Эй, кто тут последний за саундтреком?
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"