Лекарь: Ученик Авиценны /рецензия/ Der Medicus (The Physician)
ARD Degeto Film GmbH, UFA Cinema (ФРГ), 2013
Приключения, драма 16+
150 мин. / 02:30
|
|
Режиссер:
Филипп Штёльцль
Сценарий:
Ян Бергер, по Ною Гордону
В ролях:
Том Пэйн,
Бен Кингсли,
Эмма Ригби,
Стеллан Скарсгард,
Оливье Мартинес, Элиас ЭмБарек, Майкл Джибсон, Стэнли Таунсенд, Доминик Мур, Сахин Эрийльмаз...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Ученик лекаря,
или Нас называли черной чумой...
Средневековье — это не только время рыцарских турниров и менестрелей. Это было время, когда от легких по нынешним меркам болезней умирал и стар, и млад, и царь, и смерд. И понадобились столетия исследований и борьбы врачей, чтобы мы сейчас могли получить медицинскую помощь. Непростую тему подвижничества во имя науки поднимает новая костюмно-приключенческая драма Филиппа Штёльцля «Лекарь», снятая по одноименному роману Ноя Гордона, которой наши прокатчики для пущей важности присобачили второе название «Ученик Авиценны».
Леченье – свет
Итак, главный герой — англичанин XI века Роб Коул (Том Пэйн). Потрясенный в детстве смертью матери от неизлечимой «болезни кишок», Роб одержим желанием найти средство от смертельного недуга. Первым наставником Коула становится бродячий Цирюльник (Стеллан Скарсгорд) — уличный шарлатан, который, передавая ему свое нехитрое искусство, все-таки учит его не идти против учения Церкви. Но парень, в котором живет настоящий божий дар предчувствовать смерть, обращает свой взор от царящего в Европе невежества на просвещенный Восток.
Там, в далеком городе Исфахане, живет великий врачеватель Авиценна (Бен Кингсли), который не только исцеляет, но и обучает учеников в своей школе — медресе. Роб Коул готов идти туда хоть год, но есть проблема: в тех краях не жалуют христиан! И вот, выдав себя за иудея Йессе, Роб присоединяется к каравану, чтобы стать учеником Авиценны. Он идет сквозь пустыню, где обретает и теряет любовь в лице прекрасной Ревекки (Эмма Риджби). Идет сквозь вражду шаха Ала ад-Давла (Оливье Мартинес), тирана, который, тем не менее, покровительствует наукам, и исфаханского имама (Макрам Кхури), жаждущего очистить город от неверных. Идет сквозь эпидемию черной чумы, вызванную врагами города — кочевниками-сельджуками. Идет к своему великому открытию — операции по вырезанию аппендицита...
Целители душ
Картина определенно станет вехой в немецком кино (а фильм немецкий, несмотря на английских актеров), соединив голливудский размах и европейскую глубину. Захватывающий сюжет не отпускает на протяжении двух с половиной часов, а панорамы восточного города заставляют вспомнить впечатлявшие в детстве исторические эпосы среднеазиатских киностудий. Но на фоне прекрасных куполов и минаретов читается метафизический смысл пути героя к исцелению не только тел, но и душ. Медицина, которую постигает Роб, — нечто большее, нежели врачевание. Как цветок сквозь асфальт, она прорастает сквозь невежество и мракобесие, сквозь религиозные предрассудки и вражду, объединяя представителей разных конфессий.
Порадовали и актерские работы. Том Пэйн утвердил свой статус большой надежды британского кино. Свежа и трогательна Эмма Ригби, недавно мелькнувшая в «Советнике». Безупречен Стеллан Скарсгорд в роли проныры, прячущего за показной грубостью золотое сердце. И просто великолепны лауреат «Оскара» Бен Кингсли и лауреат «Сезара» Оливье Мартинес! Правда, следует признать, что биографии реальных Авиценны и шаха ад-Давла имеют мало общего с созданными образами — так что изучать историю по фильму все-таки не следует. Кроме того, стоит предупредить, что отдельные кадры, рисующие нравы средневековой Европы, а также натуралистично поданные медицинские аспекты уверенно отсекают детскую аудиторию. А жаль — было бы полезно явить современным бэбикам в качестве героя не разрушителя, а мыслителя и целителя.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"