Шагал – Малевич /рецензия/
"ШиМ-Фильм" (Россия), 2013
Наше кино, 12+
119 мин. / 01:59
|
|
Режиссер:
Александр Митта
Сценарий:
Александр Митта
В ролях:
Леонид Бичевин,
Кристина Шнайдерман,
Анатолий Белый,
Семён Шкаликов,
Дмитрий Астрахан, Яша Левда, Алексей Овсянников, Дарья Пашкова, Филипп Жлоба, Олег Жаков...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
В небе не тесно,
или Если вглядишься, то и днем видишь звезды
Александр Митта давно мечтал сделать фильм о великом художнике Марке Шагале. И еще в 1969 году, когда упоминание о художнике-эмигранте не шибко приветствовалось, показал в своей картине «Гори, гори моя звезда» метафорическую версию Шагала — молчаливого деревенского гения-самородка Федю (в исполнении Олега Ефремова), расписывающего и зеленые яблоки, и ревком, и собственную избу. Те, кто помнит сноп радуги на плечах у мужика, — не пропустите биографическую фантазию Митты «Шагал — Малевич»!
Время великих возможностей
Итак, летом 1914 года 27-летний Марк Шагал (Леонид Бичевин) возвращается из Парижа в родной Витебск, где его ждет невеста Белла (Кристина Шнайдерман). Вместе с молодой женой художник намерен вернуться в Париж, но эти планы перечеркивает Первая мировая война. Огненным вихрем проносятся годы — и вот Шагал, встретивший революцию в Петрограде, вновь возвращается на родину. Но не просто отдохнуть: в его кармане — мандат комиссара по делам искусств, а в голове — замысел народного художественного училища.
Осуществить идею помогает Наум (Семен Шкаликов) — друг детства Марка, ставший влиятельным комиссаром и с юности беззаветно влюбленный в Беллу. Но если на любовном фронте художник может быть уверен в своем положении — жена любит и поддерживает гениального мужа, — то на фронте искусства позиции Шагала не так прочны: приглашенный им на должность преподавателя Казимир Малевич (Анатолий Белый) сплачивает учеников вокруг себя. И те готовы предать Шагала ради созданного Малевичем нового направления искусства — супрематизма...
Город искусств
Спасибо меценату-анониму, давшему деньги на съемки, — благодаря ему мы получили фильм, достойный встать в один ряд с такими байопиками, как «Фрида» и «Призраки Гойи», где жизнь художника показана через призму его творчества. При помощи современных технологий Митта блистательно стилизует видеоряд, оживляя на экране и образную живопись Шагала, и строгие линии Малевича. В трагикомическом калейдоскопе под замечательную музыку Алексея Айги сплавляются факты и вымысел, являя не стандартный байопик, а фантазию-притчу.
В этом Городе искусств перед нами предстает целая галерея изумительных актерских работ. Леонид Бичевин и Анатолий Белый составили впечатляющий дуэт, воплотив дуэль творцов, которые оба умеют «днем видеть звезды», но каждый по-своему. На их фоне не потерялся Семен Шкаликов, ожививший непростой образ, явно перекликающийся с пастернаковским Стрельниковым. Заливающий душевные страдания чужой кровью, Наум все-таки способен оставаться человеком; великолепен его вопрос после очередного расстрела: «Будущее посветлело?». Достойно дебютировала Кристина Шнайдерман, сыгравшая не стереотипную «хранительницу очага», а духовную соратницу. Вновь поражает блестящей актерской игрой режиссер Дмитрий Астрахан — трагическая история раввина Ицика пробирает до слез! Нельзя не отметить и совсем малюсенькие, но запоминающиеся появления Сергея Мигицко (Израиль Вишняк) и Артура Вахи (отец Беллы).
В финале семья Шагалов взлетает в небо: впереди — эмиграция, признание, плафон Парижской Оперы, Третьяковская галерея, Лувр... А впереди у остающегося на земле Малевича — теоретико-философский труд «Супрематизм», пост наркома ИЗО Наркомпроса, выставки в СССР и Европе, ранняя смерть и знаменитый «супрематический гроб». Каждый из героев занял свое достойное место в мировом искусстве — в этом вечном небе, где никому не тесно.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"