Восьмерка /рецензия/
"DreamTeam" (Россия), 2014
Наше кино, 12+
85 мин. / 01:25
|
|
Режиссер:
Алексей Учитель
Сценарий:
Александр Миндадзе, по Захару Прилепину
В ролях:
Артур Смольянинов,
Вильма Кутавичюте,
Алексей Манцыгин,
Александр Новин,
Артем Быстров, Павел Ворожцов, Захар Прилепин, Ирина Пегова, Сергей Пускепалис, Владимир Пирожок ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Чё это было?
или Без формы я тебя не вижу
Если вам имя Захара Прилепина — журналиста, бизнесмена, музыканта, актера, но в первую очередь, конечно, писателя и члена Национал-большевистской партии — знакомо, — хорошо. А для тех, кого политические взгляды автора не сподвигли на чтение его творений, как говорилось в одном хорошем фильме: всегда есть кино! Вот и подоспел Алексей Учитель с новой криминальной драмой «Восьмерка» — экранизацией одноименной повести Прилепина.
С Новым годом!
В центре неровного и невнятного повествования — четверо друганов-отморозков: Гера (Алексей Манцыгин), Лыков (Александр Новин), Грех (Артем Быстров) и Шорох (Павел Ворожцов). Они разъезжают на раздолбанной «восьмерке» и влипают в бестолково сменяющие друг друга банальные ситуации, замешанные на самых махровых штампах «кино про лихие 90-е», хотя действие происходит под Новый 2000-й год. Вот наши крутые парни приезжают в ночной клуб бить других крутых парней. За что? А черт его знает. За то, что хочется им кушать... И посреди клубного угара Гера с первого взгляда западает на красотку Аглаю (Вильма Кутавичюте).
А вот оказывается, что наши герои — никакая не «бригада», как можно было подумать, а вовсе даже бойцы ОМОНа! И вот они, облачившись в форму, уже едут «винтить» рабочих, пытающихся отстоять свой завод. А вот, сняв форму, опять «мочат» каких-то гопников в том же найт-клабе. Во мраке клубных подсобок и случается у Геры любовь с той самой девушкой его мечты. Но проблема в том, что хороша Аглая, да чужая: ее хахаль — местный криминальный авторитет Буц (Артур Смольянинов). И он отнюдь не намерен уступать свою любовь какому-то «мусору»...
Бац-бац — и мимо
Почему скучные опусы Учителя снискают похвалы и премии — феномен, не поддающийся логике. Вот кто-то опять поет про «четырех мушкетеров»... Помилуйте, ну какие мушкетеры из этих примитивных двуличных псов без чести и совести? А как вам плакат фильма, копирующий постер боевика «Сумасшедшая езда», к которому творение Учителя не имеет никакого отношения? Вытащенный на постер Смольянинов появляется в фильме минут на 10 и создает плоский как блин образ «плохого дядьки», выдающий на что-то претендующие перлы типа «вы, омоновцы, в форме страшные, а без формы я тебя даже не вижу». После чего, вместо того чтобы крепко прищучить соперника, подсылает к нему бестолкового пенсионера-киллера... Для литовской актрисы Кутавичюте ее полнометражный дебют тоже не стал откровением: героиня, тупо дающая и бандиту, и омоновцу, выглядит просто глупой самкой.
Не спасают и камео Сергея Пускепалиса и Александра Баширова — обе
звезды играют «левой пяткой» и не добавляют фильму ровным счетом ничего. Как и двухминутное появление самого Захара Прилепина в роли таксиста — несмотря на дифирамбы Учителя про «удивительный комедийный талант». Кстати, о комедии. Если режиссер пытался снять пародию — то мимо: хотели сделать смешно, а получилось просто глупо. Если же это попытка вызвать ностальгию по временам, когда Ельцин, превратившийся во второго Брежнева, наконец-то ушел в отставку, и страна после дефолта ждала перемен, — то тоже мимо: не вызывает этот период светлых чувств.
Очевидно, что документалисту Учителю еще учиться и учиться снимать художественное кино. А не млеющему перед незаслуженным авторитетом режиссера зрителю только и остается повторить вслед за героями: «Чё это было?».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"