Отверженные /рецензия/ Les Miserables
Universal (Великобритания), 2012
Мюзикл
158 мин. / 02:38
|
|
Режиссер:
Том Хупер
Сценарий:
Уильям Николсон, Ален Бублиль, Клод-Мишель Шонберг
В ролях:
Хью Джекман,
Рассел Кроу,
Энн Хэтэуэй,
Аманда Сайфред,
Эдди Редмэйн, Хелена Бонем Картер, Саша Барон Коэн, Аарон Твейт, Саманта Баркс, Дэниэл Хаттлстоун...
Официальный сайт фильма:
http://lesmiserablesfilm.com
|
Любовь и баррикады
Зная, что наш зритель не жалует киномюзиклы, прокатчики идут на не очень красивые ухищрения. Вот на всех постерах написано: «По знаменитому роману Виктора Гюго». Предвидя сакраментальные вопросы типа «А что, они так и будут весь фильм петь?!», сразу хочу предостеречь: новый фильм Тома Хупера «Отверженные» — экранизация не романа Гюго, а мюзикла Клод-Мишеля Шонберга и Алена Бублиля, основанного на книге.
Слышишь, как поет народ?
Продюсер бродвейской постановки Кэмерон Макинтош в свой первый кинопроект привлек настоящих мастеров — визуальный ряд картины на большом экране «Авроры» местами просто потрясает! Но главной «фишкой» стало решение Тома Хупера записать вокальные партии не заранее в студии, как обычно, а на съемочной площадке непосредственно в кадре. Подобные опыты уже имели место — но впервые актерам позволили петь так, как они чувствовали: пианист-аккомпаниатор следовал за вокалом, а не наоборот, а оркестровое сопровождение было наложено потом и также «подогнано» под записанный вокал.
Результат, разумеется, не приняли снобствующие поклонники сценической версии, обвинив фильм в «плохом пении». И даже реверанс в виде явления классического сценического Жана Вальжана — Колма Уилкинсона (епископ Диньский) — не сильно помог... Но любой имеющий уши может убедиться: поют в фильме замечательно! Просто это не академическое, а мюзикловое пение, пляшущее не от партитуры, а от образа и актерской игры. То есть если герои тянут корабль, или болеют, или умирают — то они и поют как тянущие ношу, больные или умирающие. И никаких оперных благоглупостей — типа того колоратурного концерта, который в финале «Травиаты» дает Виолетта, умирающая, на минуточку, от чахотки!
Лица в окнах
И такой подход оправдался, явив столь мощные и сочные образы, что на ариях режиссер не счел возможным чем-либо отвлекать зрителя: сольные номера, опять же, вопреки всем канонам, сняты крупным планом — чтобы можно было оценить потрясающие актерские работы. Отчаянием, раскаянием и благородством пронизаны арии главного героя, бывшего каторжника Жана Вальжана (Хью Джекман). А вот обе арии неутомимого преследователя инспектора Жавера (Рассел Кроу), как раз следующего канонам, сняты «по всем правилам» — со сменой кадров, эффектными ракурсами и улетающей вверх камерой. Не все знают, что у себя в Австралии и Джекман, и Кроу были звездами музыкальных театров — и наконец-то дорвавшись до ролей в киномюзикле, выдали блистательный дуэт.
Сыгранная «на разрыв аорты» и снятая одним дублем ария Фантины (Энн Хэтауэй) не оставляет практически никаких сомнений, кто в этом году получит «Оскар» за женскую роль второго плана. Очень неожиданный Мариус (Эдди Редмэйн) — не смазливый, как обычно, а даже наоборот — конопатый, большеротый, он очаровывает прекрасную Козетту (Аманда Сайфред) не романтической внешностью, а возвышенным чувством и предельной искренностью. И конечно, нельзя не отметить блистательную игру Хелены Бонем-Картер и Саши Барона Коэна, чьи супруги Тенардье — настоящие парижские Лиса Алиса и Кот Базилио!
А тех, кто желает оперного пения, приглашаю в ту же «Аврору» на ближайшие сеансы оперы на большом экране: 20 февраля — «Отелло» Верди, 27 февраля — «Фауст» Гуно, 6 марта — «Богема» Пуччини, 8 марта — «Любовный напиток» Доницетти. И будет вам счастье!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"