Мастер /рецензия/ The Master
Weinstein Company, Annapurna Pictures (США), 2012
Драма, артхаус
144 мин. / 02:24
|
|
Режиссер:
Пол Томас Андерсон
Сценарий:
Пол Томас Андерсон
В ролях:
Хоакин Феникс,
Филип Сеймур Хоффман,
Эми Адамс,
Лора Дерн, Джесси Племонс, Эмбир Чайлдерс, Рами Малек, Мартин Д. Дью, Кевин Дж. О’Коннор, Патриция МакКормак...
Официальный сайт фильма:
http://www.themasterfilm.com/
|
Кто твой хозяин?
Как говорится, был бы ученик — учитель найдется. Но что, если у ученика не все дома, а учитель окажется шарлатаном? Тогда приходит режиссер Пол Томас Андерсон и снимает фильм «Мастер», историю об извечном симбиозе вдохновенного обманщика и того, кто обманываться только рад.
Сдуру - к гуру
Если предыдущая работа постановщика («Нефть») была попыткой без сантиментов показать бесчеловечную суть капитализма, теперь Андерсон с не меньшей художественной силой изучает феномен сектантства. Не в узко религиозном плане, а в расширенном: почему люди вообще верят всяким гуру, несущим очевидную чушь?
Главный герой — отставной морячок Фредди (Хоакин Феникс), который после Второй мировой никак не может вписаться в мирную жизнь. То ли потому, что у него изначально с нервами беда, то ли из-за хронического алкоголизма, то ли из-за не желающего смолкать в пустой голове эха войны. Неважно. Важно то, что он сам чувствует наличие проблем и мается, не зная, как их решить. Пока не натыкается на завороженного звуками собственного голоса шарлатана Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман), главу культа, основанного на глупых квазинаучных теориях, находящих благодарный отклик у легковерных сограждан.
Харизма гуру и его уверенность в своем бредовом учении о целительном познании прошлых жизней индивида очаровывает простака Фредди. И он подпадает под влияние Хозяина, становясь одним из его преданных адептов. Но штука в том, что и Додд, в свою очередь, пленяется слепой верой ученика, не желая замечать, как она постепенно превращает того в опасного социопата.
Без царя в голове
Сразу скажем, если кто-то еще не смекнул: «Мастер» — кино превосходное, но совсем не массовое. Хотя оно поражает вылизанной картинкой (кстати, первый фильм за последние 16 лет, снятый на суперширокую пленку 65 мм) и демонстрирует порой признаки размашистой ретро-драмы, это довольно угрюмый арт-хаус с нестандартным нарративом. Требующий работы зрительского мозга на протяжении всех 144 минут, что длится картина.
Режиссура у Андерсона отменная и, что особо радует, выбранные актеры соответствуют ее уровню. Помимо феерически сыгравших Феникса и Хоффмана следует упомянуть Эми Адамс в роли жены гуру, сумевшую тонко передать дружелюбную рассудительность героини, парадоксальным образом граничащую с безумием. Неудивительно, что всю троицу номинировали на «Оскар»!
Еще одно: многие считают, будто Додд списан с Рона Хаббарда. И постановщик признался, что черты личности отца сайентологии повлияли на создание образа Мастера. Но он снимал не байопик Хаббарда, а трагедию человека без царя в голове, который после долгих мытарств этого царя находит — а «царь-то не настояшшший!».
Поразительное кино. На твердую, бескомпромиссную «пятерку».
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"