Кон-Тики /рецензия/ Kon-Tiki
Nordisk Film Production (Великобритания, Норвегия, Дания, Германия), 2012
Приключения, биография, 6+
118 мин. / 01:58
|
|
Режиссер:
Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
Сценарий:
Петтер Скавлан, Аллан Скотт
В ролях:
Пол Сверре Валхейм Хаген,
Андерс Баасмо Кристиансен,
Густаф Скарсгард, Одд Магнус Уильямсон, Тобиас Зантелман, Якоб Офтебро, Агнес Киттелсен, Элинор Бурк, Мануэль Коши, Сэм Чэпман...
Официальный сайт фильма:
http://www.kontikifilmen.com/
|
Вера и секстан,
или Возвращаться нет смысла
Обычно европейские фильмы, пролетевшие мимо «Оскара», в лучшем случае идут в Доме кино с субтитрами. Но ныне наши прокатчики приятно удивили, выпустив в широкий прокат норвежский фильм без мировых звезд, описывающий события, о которых мало кто знает («Кон-Тики» какие-то» — удивлялась у касс «Авроры» интеллигентного вида тетенька). Однако для тех, кто в детстве смотрел «Клуб путешественников», биографическая притча Иоахима Роннинга и Эспена Сандберга «Кон-Тики» станет настоящим подарком.
«Кон-Тики» плывет
Итак, путешественник и антрополог Тур Хейердал (Поль Сверре Хаген) выдвигает дерзкую теорию о том, что Полинезийские острова были заселены с востока переселенцами из Америки. Научное сообщество, свято убежденное, что заселение Полинезии шло с запада выходцами из Азии, поднимает смельчака на смех. Чтобы доказать свою правоту, Тур решается на опасную авантюру.
Вместе с пятью товарищами Хейердал строит в Перу плот, соответствующий плавсредствам древних инков. И 28 апреля 1947 года отплывает из порта Кальяо с целью пересечь Тихий океан, используя лишь течение и попутный ветер. Чтобы спустя 101 день плавания без потерь (не считая одного съеденного акулой попугая) преодолеть 8000 км и высадиться в Полинезии. Плот был назван именем героя полинезийских легенд — «Кон-Тики».
В мерцании вод
Примечательно, что фильм вышел в прокат одновременно с отечественным гимном мечте и одержимости — «Легендой №17», снятым по тем же самым канонам западного байопика. Однако у нас почему-то кинулись сравнивать «Кон-Тики» с «Жизнью Пи», хотя между этим лентами куда больше различий, чем сходства. И дело не столько в разнице бюджетов, сколько в подходе: вместо нарисованных красот превалируют натурные съемки с реалистичным антуражем. И хотя океанские красоты тоже имеют место, поданы они приглушенно: летучие рыбы лишь поутру валяются на палубе, а вместо природной «блэклайт»-дискотеки — только пара кадров с прекрасными мерцающими созданиями вод.
Потому что главное в фильме — отношения живых людей на пути к мечте. Стремясь к которой, герои не мыслят о возвращении, но не теряют ум — как говорит штурман Эрик Хессельберг (Одд Магнус Уильямсон): «Я верю, но у меня есть секстан». Тонко подана мысль об объединяющей силе мечты: невзлюбившие друг друга поначалу суровый радист Кнут Хаугланд (Тобиас Зантельманн) и пугливый инженер Герман Ватцингер (Лидере Баасмо Кристиансен) незаметно становятся друзьями. При этом сама «сбыча мечт» лишена романтического ореола: на землю ступают не гордые герои в сияющих доспехах, а измученные путники чуть ли не в Кальсонах! Тем сильнее впечатление от того, как безумная затея становится настоящим подвигом.
И очень приятно было увидеть в начале фильма посвящение Юрию Сенкевичу — незабываемому ведущему того самого «Клуба путешественников».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"