Элизиум: Рай не на Земле /рецензия/ Elysium
Sony / Columbia (США), 2013
Фантастика, 16+
109 мин. / 01:49
|
|
Режиссер:
Нил Бломкамп
Сценарий:
Нил Бломкамп
В ролях:
Мэтт Дэймон,
Джоди Фостер,
Шарлто Копли,
Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер, Брэндон Оре, Джош Блэкер, Эмма Тремблэ...
Официальный сайт фильма:
http://elysium-movie.ru/
|
2154: Завоевание рая
После того, как «Район №9» (2009) внезапно для всех стал мировым хитом, дебютант в полнометражном кино Нил Бломкамп проснулся модным режиссером. Поэтому его второй фильм «Элизиум» (получивший в нашем прокате ненужный подзаголовок «Рай не на Земле») с самого начала съемок имел высочайший рейтинг ожиданий...
«Золотой миллиард»
Оправдались ли эти ожидания? Если вы хотели увидеть что-то в духе «Района №9», но на бюджете уже не $30 млн, а $100 млн, — тогда, да, безусловно, мечты сбылись. Ну а ежели вас обуревала надежда на нечто новое и непохожее на впечатляющий почин четырехлетней давности, то, боимся, впечатление от просмотра будет слегка разочаровывающим.
Сложно однозначно сказать, что привело к эффекту «дежавю» — то ли принципиальное желание Нила Бломкампа говорить только про социальную справедливость, то ли давление студии, желавшей получить летний блокбастер о малоприятном мире 2154 года, снятый по апробированному рецепту. Но факт остается фактом: история про то, как подонок общества Макс (Мэтт Дэймон) становится героем поневоле и одерживает победу над «золотым миллиардом», окопавшимся на шикарной орбитальной станции «Элизиум» и не желающим делиться благами с бесправным большинством, выглядит лобовой филиппикой на злобу дня и повторением пройденного. Это все тот же «Район №9», только в роли угнетенных инопланетян — нищие массы человечества, на которых паразитирует кучка богатеев.
Богаче, но беднее
Хотя надо признать, что не будь у «Элизиума» предшественника с похожим месседжем, он произвел бы куда более сильное впечатление. Поскольку у Бломкампа все-таки уникальный «реалистический» взгляд на то, как снимать научную фантастику, а Дэймон — один из самых техничных актеров своего поколения (и это не считая умело подыгрывающих ему в злодейских ролях Шарлто Копли и двукратной лауреатки «Оскара» Джоди Фостер).
Тем обиднее, что лента получилась пусть и умнее и душевнее, чем большая часть летних боевиков, для авторов картины она представляет собой если и не шаг назад, то, безусловно, топтание на месте. Больший бюджет не только позволил сделать круче экшн-сцены (боевые андроиды! космические челноки! силовые экзоскелеты!), но и затянуть действие с помощью лишних сцен. Драма социальной несправедливости то и дело сбивается в душещипательные сопли про лишенных нормального ухода больных бедных малюток, а привычный оскал капитализма докручен до почти комиксового гротеска. И да, с точки зрения космической механики в картине глупостей не меньше, чем в «Звездных войнах» — к законам физики авторы фильма относятся без особого пиетета.
Вместе с тем, если стоит выбор, какой релиз августа предпочесть прочим, мы с легким сердцем рекомендуем именно «Элизиум». Поскольку в нем идет речь о вещах, которые, в отличие от проблем супергероев, касаются всех нас — и не надо дожидаться 2154 года, дабы увидеть вокруг вопиющее неравенство уже сейчас.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"