Древо Жизни /рецензия/ The Tree of Lifes
Summit (США), 2010
Фантазия, драма
138 мин.
|
|
Режиссер:
Терренс Малик
Сценарий:
Терренс Малик
В ролях:
Брэд Питт,
Шон Пенн, Джексон Херст, Джоанна Гоуинг, Фиона Шоу, Джессика Честейн, Бренна Рот, Кристал Мантекон, Кари Матчетт, Кимберли Уэйлен, Том Таунсенд, Майкл Шауэрс, Далип Синх, Хантер МакКракен...
Официальный сайт фильма:
http://drevo-film.ru/
|
Древо жизни по типу...
Ох, не завидую я штатным кинокритикам ведущих медийных изданий, ведь им по долгу службы приходится расхваливать даже такие убогие фильмы, чья участь — вызывать умиление Каннского жюри и в то же время с треском прокатываться в пустых залах. «Древо жизни» — как раз такой фильм, и от обилия звонкой, но бессодержательной болтовни он лучше не станет.
Итак, о чем фильм? Да ни о чем! Некий индус Терренс Малик насмотрелся по ящику Discovery и BBC Nature, а потом у него возникла мысля сварганить нечто подобное, сместив образовательный акцент красочных документалок в сторону Бога и сосредоточив внимание зрителя на жизни одной невеселой семьи.
В этой семье три сына. Один умер. Какой — не суть важно. Мать страдает. Отец — патриархальная скотина, — но тоже по-своему страдает. Да что там мелочиться, страдают все!
Один из сыновей, которого играет дежурный для Малика актер Шон Пенн, живет в нашем времени, то и дело вспоминая свое босоногое детство, своих братьев, страдающую мать и скотину-отца с лицом Брэда Питта. Между ретроспекциями проносятся потрясающие по глубине работы фотошоперов из NASA и National Geographic, демонстрирующие Большой Взрыв, появление галактик, возникновение жизни на Земле и зарождение в бушующем мире таких хрупких ценностей, как милосердие и любовь к ближнему. Естественно, после всех этих эволюционных изысканий Малик примеривает костюм Капитана Очевидности, то бишь приходит к выводу, что объединяющим началом и движущей силой всего является Бог, живущий не только в обозримой Вселенной, но и в каждом нашем атоме.
Вывод, скажем так, не шибко оригинальный. Подобными финалами часто грешат начинающие композиторы, пичкая партитуры спонтанными модуляциями, хроматическими секвенциями, квартсептаккордами, пылкими DIM-трезвучиями, а заканчивают свои опусы банальным фортиссимо «тарам-пам-пам» (тоника-доминанта-тоника). Так и Малик, вылив не одно ведро краски на свои яркие полотна, наворотив километры аллюзий и килограммы разнокалиберных ассоциаций, в итоге просто прибавляет звук и спирает всё на Бога.
Лично меня этот фильм не впечатлил. Есть в нем лишь два потрясающих момента: отфотошопленное в NASA изображение туманности «Конская голова» на широком экране (до этого видел лишь на мониторе) и довольно сносная анимация проявления милосердия среди динозавров (согласен, на Discovery такие «нежности» не показывают, там эти твари тупо жрут друг друга). Да, мне было по-человечески жалко мать, потерявшую сына, но на фоне того, что Терренс Малик потом наворотил, вся их семейка быстро подзабылась.
Есть, правда, два способа сделать так, чтобы этот фильм вам понравился:
1. Вступить в партию «Единая Россия» (или в Ассоциацию американских киноакадемиков, или что у них там?).
2. Хлопнуть кокаина или индийской дури так, чтоб аж яйца зазвенели!
Вот тогда этот фильм вам точно понравится. И Бог окажется в тему, и индус Малик, и Брэд Питт, и Большой Взрыв!
© Генрих Лиговский