Опасный метод /рецензия/ A Dangerous Method
Sony Classics (Германия, Канада, Великобритания, Швейцария), 2011
Драма
93 мин.
|
|
Режиссер:
Дэвид Кроненберг
Сценарий:
Кристофер Хэмптон, Джон Керр
В ролях:
Кира Найтли,
Вигго Мортенсен,
Майкл Фассбендер,
Венсан Кассель, Сара Гэйдон, Андре Хеннике, Арндт Шверинг-Сонри, Миньон Реме, Мареике Карьер, Франциска Арндт...
Официальный сайт фильма:
http://sonyclassics.com/adangerousmethod
|
Анализируй это
Как известно, фрейдизм — он как марксизм: можно его не признавать, можно с ним спорить, можно вообще ничего о нем не знать — и все равно никуда от него не денешься... В наши дни врач-психоаналитик — такая же обычная профессия, как дантист. А вот о том, как все начиналось, нам попытался рассказать Дэвид Кроненберг в новой биографической драме «Опасный метод» — экранизации пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение словом», написанной, в свою очередь, по книге Джона Керра «Самый опасный метод».
И тебя вылечат...
Итак, Европа, самое начало XX века. В цюрихскую психиатрическую клинику поступает пациентка из России юная Сабина Шпильрейн (Кира Найтли). Молодой психиатр Карл Юнг (Майкл Фассбендер) с энтузиазмом берется за лечение, применяя новейший метод — психоанализ. Убедившись в успешности методики, Юнг знакомится с ее автором, венским психиатром Зигмундом Фрейдом (Вигго Мортенсен), которого считает своим учителем и духовным отцом.
Однако психоанализ оказывается опасным методом, так как связан с глубоким погружением в сознание пациента. С легкой руки Фрейда в жизнь Юнга входит демон-искуситель — распутник и наркоман Отто Гросс (Венсан Кассель), тоже психиатр, сам ставший пациентом. Его дерзкие тирады против законов морали нарушают нравственное равновесие внутреннего мира Карла. И вот уже Юнг и Сабина меняются местами, а дружба с Фрейдом перерастает в болезненные отношения строгого отца и бунтующего сына. Эти мучительные коллизии приведут Юнга к созданию собственной методики — но платой окажется почти полное духовное опустошение...
Кассель, укравший фильм
Очень странно, что на таком благодатном материале канадский маэстро создал беззубую и скучную драму характеров. Которая, к тому же, какого-то рожна позиционируется как триллер — хотя даже в самом мелодраматичном фильме Кроненберга «М. Баттерфляй» триллера и то больше... Возможно, эти бесконечные «целительные беседы» впечатляли на театральной сцене, но достойно воплотить их на экране не получилось.
Кира, конечно, пупсик — но чтобы сыграть буйный невроз, нужно что-то большее, чем попытки вытянуть нижнюю челюсть на полметра. Минималистичные решения образов Фрейда и Юнга сами по себе хороши — но на общем эмоциональном фоне не впечатляют. В результате всех легко «делает» Венсан Кассель, за какие-то пять минут экранного времени создавая яркий и глубокий образ этакого сатира-интеллектуала, убежденного проповедника плотских наслаждений.
Берясь сразу за добрый десяток тем, Кроненберг на сей раз, едва подняв одну, тут же ее бросает и хватает следующую — и в результате фильм выглядит поверхностным. А все попытки найти второй план выглядят классическими поисками в черной комнате отсутствующей там черной кошки — как разговоры о каких-то байроновских глубинах в финальном кадре, который на самом деле просто цитирует финал киношедевра «Крестный отец, часть II».
Только не кричите, пожалуйста, что, дескать, опять пришел Голливуд и все опошлил! Потому как фильм не только не голливудский, но даже не американский.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"