Облачный атлас /рецензия/ Cloud Atlas
Warner Bros. (США, Германия, Гонконг, Сингапур), 2012
Фантастика, драма
172 мин.
|
|
Режиссер:
Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски
Сценарий:
Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски...
В ролях:
Том Хэнкс,
Хэлли Берри,
Джим Броадбент,
Хьюго Уивинг, Джим Стерджесс, Пэ Дуна, Бен Уишоу, Джеймс Д'Арси, Сюнь Чжо...
Официальный сайт фильма:
http://www.cloudatlasmovie.com/
|
Сообразили на троих
Наличие у игрового фильма, не являющегося альманахом, трех режиссеров — большая редкость. Но учитывая феноменальный объем материала, который предлагал роман Дэвида Митчелла «Облачный атлас» (700 страниц, 6 сюжетных линий), коллаборация Тома Тыквера с Ланой и Энди Вачовски не кажется такой уж экзотикой...
Мозаика времен
Пересказывать происходящее в этом кинокалейдоскопе, действие которого разворачивается в нескольких временных интервалах с 1849 по 2321 год, — дело совершенно ненужное. И даже бессмысленное, ввиду того что авторы трехчасового мозаичного полотна исповедуют принципы нелинейного повествования и непринужденно перескакивают с одной истории на другую, до поры не раскрывая связи, пронизывающие все шесть подсюжетов.
Наиболее интересно будет зрителям, не читавшим первоисточника. Мастерство режиссеров «Парфюмера» и «Матрицы» заставляет зрителя гадать, каким образом юрист XIX века, решивший спасти чернокожего раба, связан с композитором-геем из 1931 года, ставшим жертвой общественных предрассудков. И как пронырливая журналистка из 1973 года, узнавшая грязную тайну крупной энергетической корпорации, соотносится с карикатурным издателем — нашим современником, сплавленным против своей воли в дом престарелых. И почему в племени козопасов, обитающих на опустошенной атомной войной Земле XXIV столетия, почитают как богиню девушку-клона Сонми-451 из киберпанковского Нео-Сеула 2144 года.
Что такое хорошо
Чтобы все-таки дать какие-то ориентиры нашим читателям, поясним: многоплановое повествование «Облачного атласа» затрагивает уйму этических проблем, встающих перед зачарованным достижениями прогресса человечеством на его пути. И провозглашает очевидные вещи: свобода, творчество, правда, толерантность — хорошо, а рабство, косность, ложь и нетерпимость — плохо. Просто делает это в нестандартной художественной форме и при участии плеяды прекрасных артистов: от Тома Хэнкса и Хэлли Берри — до Хью Гранта и Хьюго Уивинга.
Причем одни и те же актеры играют в разных историях разные роли. Интереснейшая «фишка», предоставляющая звездам широчайшие возможности для перевоплощения. Многих знаменитостей порой практически невозможно узнать в сложном гриме. Ведь почти всем из них довелось сыграть человека иной расы, иного возраста, а некоторым — и иного пола!
Несмотря на производимое им сильное впечатление, «Облачный атлас» не лишен ряда недостатков. Помимо убойного хронометража и путанного нарратива надо признать: кино отдает искусственностью и нравоучительностью. Словно модные гуру, его создатели изрекают некие общеизвестные истины, но особой глубины и оригинальности не демонстрируют, предпочитая работать в жанре «проповедь со спецэффектами», не оставляя публике пространства для дискуссий и размышлений.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"