Мастер и Маргарита /рецензия/
Россия, 1994-2011
Мистика, классика
113 мин.
|
|
Режиссер:
Юрий Кара
Сценарий:
Юрий Кара
В ролях:
Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Анастасия Вертинская, Виктор Раков, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, Лев Дуров, Сергей Никоненко, Николай Бурляев, Леонид Куравлев
Официальный сайт фильма:
http://www.master-margarita-film.ru/
|
Мастер и Маргарита:
Осетрина второй свежести
В «лихие 90-е» в нашем кино творилась такая чертовщина, что Воланду не снилось! Бесследно исчезали не только люди, но и целые фильмы. Я видел репортажи со съемок, знал режиссеров и исполнителей, ждал картину в прокате и... не дожидался. И вот, спустя 17 лет, один из «фильмов-призраков» обрел экранную плоть: в прокат вышла экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятая Юрием Карой еще в 1994 году.
Возвращение живых мертвецов
Когда лента не вышла из-за ссоры режиссера и продюсера, многие участники съемок облегченно вздохнули, признав, что фильм не получился. Понемногу страсти улеглись. Но в 2005 году вышел телесериал Владимира Бортко — и недовольные новой версией вспомнили о картине Кары, которая сразу стала хорошей.
Теперь можно убедиться: единственным достоинством фильма являются работы отдельных актеров. Дьявольски ироничен и обаятелен Валентин Гафт (Воланд), потрясает глубиной психологизма Михаил Ульянов (Понтий Пилат), отдельное шоу в каждом кадре устраивает Александр Филиппенко (Коровьев), мрачен и саркастичен Владимир Стеклов (Азазелло), мягок и трогателен Михаил Данилов (Берлиоз). Да и целое созвездие отличных актеров эпизодов смотрится неплохо — было бы им что играть... Жаль, что многие так и не дожили до премьеры.
Масло и маргарин
На этом «масло» заканчивается и начинается прогорклый «маргарин». Виктор Раков (Мастер) неплох, но попытка состарить героя плохим гримом сводит его старания на нет. Анастасия Вертинская (Маргарита), наоборот, пытается молодиться и вовсе гробит любовную линию, выглядя озабоченной стареющей истеричкой. Сергей Гармаш (Иван Бездомный) отчаянно переигрывает, превращая трагический образ в нелепую карикатуру. Ну а те, кого так ужасал аниматронный Бегемот в сериале, — получите Виктора Павлова, косящего под Толстофера Джонса из мюзикла «КЭТС». Сильно лучше?
Конечно, без потерь умять 200 мин. отснятого материала в двухчасовую киноверсию нереально... Но можно же постараться, чтобы «швы» не торчали?! Китчевая манера режиссуры Кары в таком формате достигает чудовищной концентрации. Особенно раздражает педалирование религиозной составляющей — вплоть до неуместного использования ранних версий романа и разочаровывающе «влобной» трактовки образа Иешуа (Николай Бурляев). Кстати, о произношениях слов Иешуа и Ершалаим можно спорить, но поверьте моему слову: в свите Воланда знают, как произносится шотландская фамилия Макбет!
Возможно, тогда, в «лихие 90-е», такой фильм попал бы в струю. Но сейчас он выглядит залежалым и просроченным. Настоящая «осетрина второй свежести».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"