Джейн Эйр /рецензия/ Jane Eyre
Focus Features (США, Великобритания), 2011
Драма, мелодрама
120 мин.
|
|
Режиссер:
Кэри Фукунага
Сценарий:
Моира Буффини, +Шарлотта Бронте
В ролях:
Миа Васиковска,
Майкл Фассбендер, Джейми Белл, Джуди Денч, Су Эллиот, Холли Грэйнджер, Тэмзин Мерчант, Амелия Кларксон, Крэйг Робертс, Салли Хокинс.
Официальный сайт фильма:
http://janeeyrethemovie.com/
|
Джейн Эйр:
Сильная женщина
Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» — шедевр английской литературы, который экранизируют достаточно часто, чтобы у синефилов имелся богатый материал для сравнения. Тем более, что экранизируют, как правило, очень прилично.
Поэтому американский шведо-японец Кэри Фукунага, не имевший за душой громких проектов, ступил на зыбкую почву.
34-летний кинематографист легко мог пасть жертвой своих амбиций, пытаясь совладать с каноническим текстом, но звезды сошлись как надо: его версия вышла качественной, оригинальной и очень атмосферной.
Феминистская готика
Про сюжет говорить не будем, он с XIX века ничуть не изменился. «Никакого модернизма, никакого абстракционизьма!» — режиссер верен букве и духу книги, однако тонко играет с монтажом, превращая классическое повествование в нелинейную историю с флэшбэками. И блестяще нагнетает саспенс, создавая в рамках костюмной драмы атмосферу готического триллера: в кадре царят сырые туманы, хмурые вересковые пустоши, призрачные шепоты и неверные огни свеч в темных коридорах.
Как сейчас принято, Фукунага чуток выпячивает феминистский посыл романа, и оригинале приглушенный — в русле тогдашних приличий. Впрочем, это сложно считать недостатком, благо Миа Васиковска («Алиса в Стране чудес»), идеально подходящая на роль со своей неяркой внешностью, но сильным характером, играет титульную героиню лучше многих своих предшественниц. Страшно сказать, на ее фоне Майкл Фассбендер (Рочестер) порой теряется, несмотря на изрядную харизму и мощное отрицательное обаяние. Отдельно упомянем Джуди Денч в образе миссис Фэйрфакс: добродушие и приземленность ее персонажа четко нейтрализуют повышенный мелодраматизм истории.
Ожившее прошлое
Авторы фильма не ударили в грязь лицом и по части костюмов/декораций. Фукунага сдвинул время действия с 30-х годов XIX века на 40-е ради более демократичных мод, позволивших художнику по костюмам Майклу О'Коннору («Оскар» за «Герцогиню», 2008) избежать нелепых излишеств в нарядах, характерных для эпохи Вильгельма IV. А поместье Хэддон-Холл, изображавшее особняк Рочестера в паре предыдущих экранизаций «Джейн Эйр», вновь убедительно сыграло эту роль.
Также заслуживает самых теплых слов музыка. Композитор Дарио Марианелли («Оскар» за саундтрек к «Искуплению», 2007), сочинил элегантное звуковое сопровождение, сочетающее в себе классицизм и эмбиент — и превосходно подчеркивающее готический акцент ленты.
Достойная работа.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"