Generation П /рецензия/
Каропрокат (Россия), 2011
Антиутопия, драма, комедия
120 мин.
|
|
Режиссер:
Виктор Гинзбург
Сценарий:
Виктор Гинзбург, Джина Гинзбург, Виктор Пелевин
В ролях:
Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Рената Литвинова, Андрей Панин, Андрей Фомин, Леонид Парфенов, Иван Охлобыстин, Роман Трахтенберг, Амалия Мордвинова, Олег Тактаров, Александр Гордон, Владимир Меньшов, Сергей Шнуров, Андрей Васильев.
Официальный сайт фильма:
http://generationp.ru/
|
Generation П
Экранизации культовых романов всегда воспринимались неоднозначно, и обилие противоречивых отзывов о «Generation П» лишний раз это доказывает. Тем не менее, если ознакомиться с первоисточником, отбросив маргинальные кислотно-философские закидоны и сосредоточившись на блестящем хулиганском слоге автора и неподражаемой иронии, то можно принять сторону Добра, согласившись, что фильм не настолько плох, как говорят о нем злые языки.
Начало фильма вполне соответствует духу своего времени: Россия 90-х, эпоха ларьков и массированной экспансии западных ценностей. Вчерашний студент литинститута Вавилен Татарский (Владимир Епифанцев), торгующий сигаретами в ларьке, встречает бывшего однокурсника, который устраивает его копирайтером в рекламное агентство. Преуспев на почве создания кислотной рекламы для зарождающегося общества потребителей, Татарский обрастает более серьезными заказами, вплоть до разработки пресловутой «национальной идеи». Им интересуются серьезные дяди из Института пчеловодства — едва ли не самой высшей инстанции, тайно управляющей всей общественной жизнью в стране. Постоянно совершенствующийся с помощью грибов и LSD криэйтор постигает месопотамскую мифологию, открывает для себя теорию ротожопого орануса и начинает рулить Россией. Ну, как-то так...
Так что же в фильме хорошего, если мы принимаем сторону Добра? Прежде всего, это лирическое вступление с проникновенным закадровым голосом, бережно цитирующим оригинал. Подводка хороша и в самом романе, читать ее одно удовольствие. Атмосфера 90-х тоже передана достаточно бережно и вызывает приятную ностальгическую кислинку. Актерский состав в целом хорош. Епифанцев блестяще вписывается в образ простого парня, маргинала, плывущего по течению. Михаил Ефремов (Азадовский) в кои-то веки играет не алкоголика. Неожиданно хороши матерящиеся Гордон (Ханин) и Тактаров (Вовчик), толкающий речь о «национальной идее». Кстати, в паре сцен есть еще живой Трахтенберг, о котором можно сказать либо хорошее, либо не говорить ничего. Не впечатлили (или развеселили?) разве что переигрывающий Иван Охлобыстин да лупоглазый наркобуддист в исполнении Сергея Шнурова.
Недостатки картины те же, что у романа — это обилие второстепенных персонажей и сюжетных линий, затрудняющих восприятие. Чтобы втиснуться в ограниченные временные рамки, сценаристам пришлось пожертвовать многим, но их так и не посетила мысль создать собственную оригинальную трактовку — то ли смелости не хватило, то ли энтузиазма. В итоге мы имеем хоть и забавный, но лишь укороченный и местами не совсем внятный пересказ романа, дополненный на удивление сносным видеорядом. Да, и еще: отборный авторский мат прилагается, не запиликан.
Затрудняюсь порекомендовать к просмотру людям, не читавшим Пелевина. С оригинальным текстом «Generation П» можно ознакомиться на сайте автора. Всего в книжке порядка 300 страниц, много времени не займет. Кино, все-таки, не для всех...
© Генрих Лиговский