Последнее воскресение /рецензия/ The Last Station
Sony Classics (Германия, Россия, Великобритания), 2009-2010
Байопик драма
112 мин.
|
|
Режиссер:
Майкл Хоффман
Сценарий:
Майкл Хоффман, Джей Парини
В ролях:
Хелен Миррен,
Кристофер Пламмер,
Пол Джаматти, Джеймс МакЭвой, Джон Сессионс, Патрик Кеннеди, Керри Кондон, Энн-Мэри Дафф, Томас Спенсер, Кристиан Гол.
Официальный сайт фильма:
http://sonyclassics.com/thelaststation/
|
Странный юбилей,
или Российская грусть
Помнится, в 1990-е немало иронизировали над тем, как в 1937 году в СССР праздновалось столетие гибели А. С. Пушкина. Нынешние власти решили не отмечать сто лет со дня смерти Л. Н. Толстого — и тут же получили с Запада: Россия не чтит свое культурное наследие! Ладно, сказали власти, давайте почтим... но без народных гуляний, ОК? На том и порешили. И специально к очередному «странному юбилею» придержали выход на наши экраны биографической драмы Майкла Хоффмана «Конечная станция» — экранизации одноименного романа Джея Парини, снятой еще год назад и для российского проката зачем-то переименованной в сомнительное «Последнее воскресение».
Тучи над Ясной Поляной
Итак, фильм посвящен последнему периоду жизни великого русского писателя и мыслителя графа Льва Николаевича Толстого (Кристофер Пламмер). В 1910 году его друг и ученик издатель Владимир Чертков (Пол Джиаматти) направляет журналиста Валентина Булгакова (Джеймс Макавой) в Ясную Поляну в качестве личного секретаря Толстого. Молодой идеалист-толстовец в полном восторге от знакомства со своим кумиром. Однако быстро выясняется, что жизнь в имении графа далека от идеала: в семье Толстого царит разлад, так как его жена Софья Андреевна (Хелен Миррен) не приемлет образ жизни мужа и не разделяет его взглядов. До кучи Валентин влюбляется в жительницу толстовской коммуны Машу (Керри Гордон) — и сам начинает сомневаться в правильности своего жизненного выбора...
Чай без клюквы
Сразу скажу: несмотря на американского режиссера и интернациональный состав актеров, фильм не американский, а немецко-российский. Так что по части «клюквы» — претензии к исполнительному продюсеру Андрею Кончаловскому. Лично я явных ляпов не заметил. Художник фильма, лауреатка «Оскара» Патриция фон Бранденштейн, мастерски воссоздала быт России начала прошлого века вообще и толстовской коммуны в частности. Кстати, часть съемок прошла на натуре в Ясной Поляне, так что придраться к аутентичности довольно сложно. Актерские же работы и вовсе выше всяких похвал! Ну с Хелен Миррен-то понятно: все-таки дважды экранная английская королева — урожденная Елена Миронова... Но откуда российская грусть у канадского парня Кристофера Пламмера?! Ветеран Голливуда очень хорош и узнаваем в образе Толстого — хотя, конечно, некоторые бытовые эпизоды могут шокировать тех, кто привык видеть не живого человека, а столпа русской мысли и зеркало русской революции... Нельзя не упомянуть и великолепную работу Алексея Петренко, чьим голосом Толстой говорит на наших экранах. Что могло быть поярче и поживее — так это режиссура, музыка и работа оператора. А то неторопливый темп, сдержанная подача и убаюкивающие мелодии под финал слегка усыпляют!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"