Океаны /рецензия/ Oceans
Disney Nature, Pathe (Франция, Испания, Швейцария), 2009
Документальный фильм
86 мин.
|
|
Режиссер:
Жак Перрен, Жак Клюзо
Сценарий:
Кристоф Чейссон, Жак Клюзо, Лорен Деба
В ролях:
Гигантская каракатица, рыба-Шрек,
белая акула, морская игуана, черепахи, медузы,
горбатый кит, дельфин-афалина, краб-паук, пингвины, дюгонь, бакланы и др.
Официальный сайт фильма:
http://www.oceans-lefilm.com/
|
Колыбель жизни
В наше время документальным фильмам очень трудно пробиться в широкий прокат. Считается, только скандальные политагитки в духе «Фаренгейта 9/11» или прощания с мегазвездой типа «Майкл Джексон: Вот и все» могут заработать деньги, несмотря на клеймо «неигровое кино».
Ах, да, есть еще исключение: документальный эпик о живой природе. Вроде «Птиц» (2001) Жака Перрена и Жака Клюзо, собравших в свое время массу наград и солидную кассу. Так что лелеем надежду, что их новый проект «Океаны» также привлечет внимание зрителей — он того безусловно стоит.
У бездны на краю
Авторы ленты проделали колоссальную работу (по слухам, бюджет фильма составил $60 млн): фантастически красивые зарисовки из жизни обита-телей морских глубин, сопровождаемые закадровым голосом рассказчика, — эту роль в российском варианте исполнил Олег Басилашвили — складываются у них в поистине завораживающее полотно.
Заметим, Перрен и Клюзо не ставят себе целью просвещать и поучать, у них нет установки на рутинный науч-поп. В их задачу входит показать, как хрупок при всем своем разнообразии и богатстве мир океанов, требующий защиты от хищнического разграбления со стороны человека. Причем они и не впадают в банальное умиление от разворачивающихся перед взором картин: колыбель жизни порой сменяется в кадре фабрикой смерти, где сильный пожирает слабого. Но даже неприятные аспекты дикой природы подаются так величественно, что захватывает дух.
De profundis (из глубины)
Грандиозные торнадо рыбьих косяков сменяются сценами охоты дельфинов, могучие киты грациозно выпрыгивают из воды, мерцающие медузы стаями подымаются из пучин, коварные осьминоги атакуют из засады. Великолепное зрелище! К тому же у авторов картины имеется уникальный талант показывать животных так, словно те заправские актеры и нарочно разыгрывают перед камерой всяческие сценки.
Отдельно стоит отметить чудесную музыку Брюно Куле, придающую фильму драматизм масштабной кино-саги. Мы, например, ничуть не удивимся, если работу композитора выдвинут на «Оскар».
Право, стоит разок забыть о боевиках, комедиях и мелодрамах, дабы насладиться менее традиционным кино вроде «Океанов» — могучим гимном морской стихии. Гимном, который может оценить лишь тот, в чьих силах также, к сожалению, прервать эту симфонию жизни навсегда. И это, конечно, Человек.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"