Последнее изгнание дьявола /рецензия/ The Last Exorcism
Lionsgate (США, Франция), 2010
Псевдодокументальный триллер
95 мин.
|
|
Режиссер:
Дэниэл Стамм
Сценарий:
Хак Ботко, Эндрю Герлэнд
В ролях:
Патрик Фабиан, Эшли Белл,
Ирис Бар, Луис Хертэм, Калеб Джонс, Тони Бентли, Джон Райт мл., Shanna Forrestall, Джастин Шафер, Кэрол Саттон.
Официальный сайт фильма:
http://www.thelastexorcism.com/
|
Его величайшая хитрость
Фильмам ужасов очень идет прием «документальной съемки» — из-за доведенного до предела эффекта вовлеченности в происходящее на экране. Доказано «Ведьмой из Блэр», «Репортажем», «Монстро» и «Паранормальным явлением». Однако в такой форме подачи материала есть и минусы: сужается поле зрения, нельзя толком применить монтаж, действие разворачивается слишком линейно.
Победить ограничения такого способа съемки пытались многие — лучше всего это получилось у режиссера Даниэля Штамма с его «Последним изгнанием дьявола».
Одержимость бесами
Забавно, картина сперва «прикидывается» сатирической комедией. Пара киношников снимает документалку о препободобном Коттоне Маркусе (Патрик Фабиан) — моложавом священнике-харизматике с задатками шоумена и славой опытного экзорциста. Причем герой репортажа, обаяшка-позер, прямым текстом заявляет, что верит в нарушения психики на религиозной почве, а не в демонов. Поэтому на сеансах по изгнанию бесов просто выдает пару фокусов, театрально борясь с невидимой нечистой силой, и одержимый, поверив в спектакль, тут же исцеляется.
Вот и очередной вызов на бой с Сатаной поначалу не вызывает у Маркуса вопросов. 16-летняя Нелл Суитцер (Эшли Белл) — явная жертва нервной болезни. Ее не тошнит на крест, она не левитирует, не поднимает вещи в воздух. Никаких спецэффектов. Просто душевная травма от смерти матери, религиозное воспитание и проблемы взросления отразились в ней в виде синдрома одержимости. Герой прямо перед камерой берется с помощью обычного набора трюков привести девочку в чувство — тут-то хиханьки заканчиваются и начинается кошмар. Ибо наш симпатяга Маркус забыл: величайшая хитрость дьявола состоит в том, что он убедил мир, будто не существует...
На ферме страха
Авторы фильма вызывают уважение своей креативностью. Их проект снят таким образом, что лишь в финале понимаешь: все намеки на неожиданную развязку (а она остается неожиданной, даже если ты, в принципе, смекаешь, куда клонит режиссер!) были, как в хорошем детективе, аккуратно расставлены по ходу действия — редкая «фишка» для хоррора.
Особо хочется похвалить превосходно играющих актеров, создающих у зрителя полную иллюзию того, что он видит не героев постановки, а реальных людей. Фабиан очень хорош в образе самоуверенного служителя культа, потерявшего веру, а Белл (она на 8 лет старше своего персонажа) убедительно изображает инфантильную и застенчивую дочь двинутого на Библии фермера. Прекрасная работа.
В консервативном жанре хоррора редко выходят ленты, умудряющиеся нащупать нечто новое в старых отработанных схемах. Но «Последнее изгнание дьявола» — как раз такой фильм и однозначно заслуживает просмотра.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"