Воины света /рецензия/ Daybreakers
Lionsgate (США, Австралия), 2009
Боевик, триллер
98 мин.
|
|
Режиссер:
Майкл Спириг, Питер Спириг
Сценарий:
Майкл Спириг, Питер Спириг
В ролях:
Уиллем Дефо,
Изабель Лукас,
Итэн Хоук,
Сэм Нилл, Питер Велман, Габриэлла Ди Лабио, Аллан Тодд.
Официальный сайт фильма:
http://daybreakersmovie.com/
|
Воины света:
В мире вампиров, или Кровь есть жизнь
В кинематографе все усиливается тенденция «поверять алгеброй гармонию» — в смысле стремления подводить научную базу под любую чертовщину. С одной стороны, это огорчает меня как поклонника старой доброй готической мистики, которая ощутимо сдает позиции. С другой стороны, иногда это дает почву для оригинальных решений и интересных размышлений о природе человека и окружающего мира. Так, о многом заставляет задуматься новый вампирский экшн-хоррор братьев Спиригов «Воины света».
Я вампир и ты вампир...
Итак, в 2009 году с одного укуса летучей мыши на Земле началась глобальная пандемия таинственного вируса, превращающего людей в вампиров! В результате к 2019 году планету населяют почти сплошь одни вампиры. Думаете, на Земле царят хаос и опустошение, а от цивилизации остались руины, населенные чудовищными тварями, — как в фильме «Я — легенда»? Да ничуть не бывало! Вампиры просто заменили людей во всех областях жизни и с успехом перестроили мир в соответствии с новыми реалиями. Желтые глаза и вампирские клыки стали привычными атрибутами внешности, и только потребность в человеческой крови да уязвимость от солнечных лучей составляют определенные проблемы. И если проблема солнечного света решена переселением в закрытые коммуникации и созданием спецтранспорта, то ситуация с кровью значительно сложнее: людей осталось мало, а кровь животных вампирам не подходит. В преддверии «продовольственного кризиса» вампир-ученый Эдвард Долтон (Итан Хоук), работающий в крупной корпорации, торгующей кровью, не оставляет попыток создать кровезаменитель, в котором Эд видит спасение и для вампиров, и для людей. Однако вскоре Эд понимает, что глава корпорации Чарльз Бромли (Сэм Нилл), для которого превращение в вампира стало благодатью, вовсе не озабочен спасением человеческой расы и лелеет свои коварные планы. Тем временем поиски Эда сводят его с Лайонелом Кормаком по прозвищу Элвис (Уиллем Дэфо), который уверяет, что тоже был вампиром, но благодаря случаю смог вновь стать человеком. Теперь задача Эда — понять, как такое могло случиться, и научиться управлять этим процессом...
...вместе мы — вампиры!
Что ж — братьев Спиригов можно поздравить. Конечно, вампиризм как смертельная болезнь, передающаяся кровяным путем, — тема не новая. Но представить себе не отдельную популяцию, а целую цивилизацию вампиров — такого, кажется, никому в голову еще не приходило (если не считать карикатурных вампиров с планеты Дракулон из идиотского кинокомикса «Вампирелла»). На сей раз вампирско-постапокалиптическая картина мира впечатляет проработанными деталями (чего стоят бистро, в которых подают кофе с кровью!), а дизайн местами приятно напоминает готик- комикс-хоррор-рок-киношедевр «Рипо! Генетическая опера». Крепкая режиссура, умело сочетающая драматические эпизоды, пулеметный экшн и кровавый хоррор вполне на высоте. Что же касается актерских работ, то в фильме уверенно солирует замечательное трио Хоука, Нилла и Дэфо. Особенно приятно видеть отличную игру Уиллема Дэфо — позорный Зеленый Гоблин, слава богу, забыт! Порадовал и новозеландский актер Сэм Нилл, спец по отрицательным ролям и довольно редкий гость на отечественных киноэкранах, мастерски создавший узнаваемый образ кровопийцы-олигарха. При том, что вампиризм как метафора эксплуатации человека человеком — тема тоже не новая (еще революционные массы 1917 года в «Рабочей Марсельезе» затягивали: «Царь-вампир пьет народную кровь!»), использовать ее так буквально, кажется, никому еще не приходило в голову. А ведь получилось, несмотря на всю «влобность», вполне удачно: за антиутопическим антуражем просматривается мощная сатира на общество потребления, цивилизацию «рожденных жрать». Особенно хороши эпизоды кризиса, живо вызывающие в памяти параллели с реалиями продовольственных проблем в России конца 1980-х — начала 1990-х: закрытые пункты питания, озлобленные очереди, не больше 3-х кубиков в одни руки, локальные бунты и люмпенизация малоимущих слоев. Сейчас, во времена экономического кризиса, фильм смотрится не только как захватывающая антиутопия, но и как серьезное предупреждение. Его создатели с горькой иронией спрашивают нас: сможем ли мы, несмотря на все трудности, остаться людьми? Или мутируем в кровожадных вампиров, любыми путями стремящихся к личному обогащению, замешанному на крови других? Ответ за нами.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"