Брестская крепость /рецензия/
Централ Партнершип (Россия, Белоруссия), 2010
Военная драма
120 мин.
|
|
Режиссер:
Александр Котт
Сценарий:
Владимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова
В ролях:
Александр Коршунов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Анна Цуканова, Евгений Цыганов, Алексей Копашов, Юрий Анпилогов, Кирилл Болтаев, Мадлен Джабраилова, Максим Костромыкин, Анатолий Кот, Илья Мозговой, Елена Дубровская
Официальный сайт фильма:
http://www.brestkrepost-film.ru
|
Мой дом - моя крепость...
Только за то, в современном российском фильме про войну нет православия головного мозга, ему можно смело поставить пять баллов из пяти. Ей-богу, хочется крепко пожать руку Александру Котту хотя бы за отсутствие молящихся комиссаров и поющих псалмы бойцов Красной Армии.
Сказать по правде, готовясь к просмотру, я опасался именно этого и сейчас очень рад, что этого не произошло. Ведь могут же, когда захотят!
Итак, Брестская крепость, 21 июня 1941 года. Народ отдыхает в парке, трескает мороженое и покупает пиво с минералкой, а вечером служащие гарнизона собираются в клуб посмотреть очередной кинохит с Любовью Орловой. А завтра... Завтра была война. Среди россиян среднего и старшего поколений трудно найти человека, не понимающего смысла этой сакральной фразы и не знающего, что же случилось на следующий день, 22 июня.
Проникновенный закадровый голос старика, бывшего в то время пацаненком, рассказывает нам о событиях тех дней с особым трепетом. Под этот голос острее чувствуются и хрупкость мира, висящего на волоске, и неизбежность ужасов войны, в которую тогдашнее руководство нашей страны упорно не хотело верить. Пацаненку Сашке Акимову повезло: он выжил, пройдя через этот ад, а вот его родные и близкие навеки остались лежать там — у стен его дома, его Брестской крепости. Он выжил, чтобы рассказать нам, о том, как трудно защитить то, что у тебя есть самое ценное — Родину.
В роли пацана Сашки (в реале пионер-герой Петя Клыпа) снялся Алексей Копашов. Похоже, юному суворовцу придется пересмотреть свое желание стать сотрудником МВД, в этом фильме он сыграл настолько бесподобно, что актерская карьера ему обеспечена. Другие дети на его фоне выглядят нелепо и настолько ужасно переигрывают, что не понимаю, как их вообще взяли в проект. Из взрослых персонажей особенно удачно получились образы трех руководителей распавшихся частей защитников крепости: лейтенант Кижеватов (Андрей Мерзликин), комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) и волевой майор Петр Гаврилов (Александр Коршунов). Неплох и танцующий вприпрыжку лейтенант НКВД Вайнштейн (Михаил Павлик из «Интернов»).
В общем и целом фильм хорош. Все портят лишь неправдоподобный военврач да неведомо зачем приплетенные немецкие диверсанты, за всю толпу которых отдувается Анатолий Кот в паре невнятных эпизодов. В принципе, повествование ведется из уст тогдашнего мальчишки, который мог и не знать, были ли какие-то диверсанты на самом деле или нет, так что толпу марширующих фрицев в советской форме можно списать на его разыгравшееся воображение. Несмотря на такие мелочи новый фильм Котта однозначно сильнее и правдивее, чем наделавшая много шума поделка известного борца за отчисления с продаж пустых компакт-дисков.
В фильме есть потрясающая концовка, служащая неким мостом между поколениями. После таких напоминаний хочется лишний раз склонить голову перед героями, сражавшимися до последнего за Родину, некогда единую и неделимую с братским белорусским народом.
© Генрих Лиговский