«Такой хоккей нам нужен»:
кинопремия «Золотой орел» — 2014
Поскольку российское кино пока еще не балует нас изобилием качественного продукта, предсказать, какие проекты возьмут свое при очередной «раздаче слонов», не слишком сложно. Вот и вручение кинопремий «Золотой орел», прошедшее на минувшей неделе, обошлось без каких-либо значимы: сюрпризов...
Шесть шайб в одни ворота
Уже на подступах к 12-й церемонии вручения призов Национальной академии кинематографических искусств и наук России эксперты предрекали, что основной пул трофеев оттянут на себя три кита: «Легенда №17», «Географ глобус пропил» и «Сталинград». Так и вышло — с существенным перевесом в пользу первого из них, что объяснимо: картина соответствовала всем критериям народного хита (но не в ущерб художественной составляющей).
В самом деле, целых шесть «Золотых орлов» говорят сами за себя. Байопик о великом советском хоккеисте Валерии Харламове победил в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий» (Михаил Местецкий, Николай Куликов), «Лучший актер второго плана» (Владимир Меньшов), «Лучшая актриса второго плана» (Нина Усатова), «Лучшая музыка» (Эдуард Артемьев), «Лучший монтаж» (Максим Смирнов, Петр Зеленов). Щедро — и не сказать, чтоб не заслуженно.
Уроки географии и истории
Второй по числу наград стала драма «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова о жизни провинциального пьющего учителя, картина более тонкая и умная, нежели лидер по золотым статуэткам, однако заметно депрессивная и менее эффектная. Тем не менее, профессионалы отметили ее тремя «Орлами» из числа самых престижных — за лучшие режиссуру (Александр Велединский), главную мужскую роль (Константин Хабенский) и главную женскую роль (Елена Лядова).
Со «Сталинградом» же сложилась довольно пикантная ситуация. Военный блокбастер снискал феноменальную кассу, удостоился сдержанных отзывов критиков — и даже попытался (тщетно) претендовать на «Оскар». При этом успехи детища Федора Бондарчука всяко превзошли достижения предыдущего «великого фильма о великой войне» за авторством Никиты Михалкова. Посему вердикт киноакадемиков сулил интригу: в каком объеме готовы признать маститые кинематографисты объективные заслуги пускай откровенно аттракционного, но запавшего в сердца зрителей хита?
Прямо скажем, вердикт оказался достаточно мудрым. «Сталинград» обрел четыре трофея, но все — по технической части: за лучшие работы оператора (Максим Осадчий), художника-постановщика (Сергей Иванов), художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева) и звукорежиссера (Ростислав Алимов).
Жизнь и судьба телевизора
Так как «Золотой орел» (подобно «Золотому глобусу») вручают также в теленоминациях, то было весьма любопытно, что хорошего киноакадемики могли бы извлечь из той кучи хлама, которая 365 дней в году мощным потоком вываливается на нас из «ящика». Впрочем, те же эксперты уверенно предрекали победу сериала «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Они вновь не ошиблись — ретро из сталинской эпохи взяло три статуэтки: за лучшие сериал, мужскую роль на ТВ (Сергей Маковецкий) и женскую роль на ТВ (Полина Агуреева).
Что удивило, так это решение вручить «Орла» за лучший мини-сериал «Мосгазу» — истории советского серийного убийцы 60-х годов Владимира Ионесяна. Первые серии еще подавали надежды на неординарное зрелище, но авторам проекта явно не хватило сюжетного «мяса», дабы сохранить высокий уровень повествования до финала.
Законы «Гравитации»
Что весьма порадовало, так это победа спейс-триллера Альфонсо Куарона «Гравитация» в категории «Лучший зарубежный фильм»: кино классное — как по части зрелищности, так и в смысле художественного результата.
Лучшим неигровым проектом киноакадемики признали этнографическую документалку Сергея Ястржембского «Африка: Кровь и красота» на тему исчезновения африканских племен под натиском прогресса. Лучшей же анимационной лентой была названа короткометражка Алексея Демина «Тише, бабушка спит», современная городская сказка по мотивам книжки Давида Дара «Вот такая история».
Наконец, специальный приз «За неувядаемый талант, мужество и бесстрашие» получил режиссер Георгий Данелия, а «Золотого орла» за вклад в кинематограф вручили режиссеру Марку Захарову. Учитывая, что одному уже 83 года, а другому 80 лет — лучше поздно, чем никогда.
06.02.14
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" №6 (868) 2014
|