Марсианская одиссея:
10 фильмов о Красной планете
Месяц март, которым мы как раз имеем удовольствие наслаждаться, назван в честь бога войны Марса. Как и четвертая планета Солнечной системы, которую особенно любят снимающие фантастику киношники, ведь она больше всех похожа на нашу — и про нее легче снимать фильмы, используя натуру родной Земли...
Аэлита (1924)

Экранизация романа Алексея Толстого, предпринятая режиссером Яковом Протазановым, обрела чрезмерный уклон в мелодраму и детектив и смотрится ныне не так здорово, как в Советской России эпохи нэпа. Зато конструктивистские декорации и весьма необычные костюмы фильма пережили свое время: облик Марса и марсиан вошел во все учебники по дизайну.
Робинзон Крузо на Марсе (1964)

Байрон Хэскин был Стивеном Спилбергом Голливуда 60-х. Он выпускал очень неплохие ленты на основе классических книг. Данный фильм — качественное переложение «Робинзона Крузо», в котором Марс выполняет функции необитаемого острова, герой — американский астронавт (Пол Манти), а Пятницей выступает раб злых пришельцев из созвездия Ориона.
Санта-Клаус завоевывает марсиан (1964)

Самый странный фильм в нашем списке. По сценарию, написанному, видно, под веществами, депрессивные марсиане похищают Санту, дабы дедуля устроил им праздник и развеселил. Совершенно наркоманские декорации, костюмы и сюжет наводят на мысли о пародии, а все ж результат следует, честно говоря, отнести к забористому трэшу. Отнести и забыть.
Марс (1968)

Режиссер Павел Клушанцев, творчеством коего восхищался сам Джордж Лукас, снимал научно-популярные картины с элементами игрового кино. В этом произведении он с помощью комбинированных съемок и анимации пытался отобразить гипотетические реалии Марса, тогда еще недоступного для космической техники. И даже предположил, что на нем есть жизнь.
Вспомнить все (1990)

Промышленная колония, из которой корпоративная клика безжалостно выкачивает ресурсы, — вот каким предстает Красная планета в воображении Пола Верховена. Арнольд Шварценеггер в этом боевике — на пике формы, тем не менее, главной звездой проекта является Марс, в чьих недрах ютятся колонисты и скрываются ги-гантские инопланетные артефакты.
Четвертая планета (1995)

Дмитрий Астрахан скромно умолчал о том, что сюжет его детища позаимствован из рассказа Рэя Брэдбери «Третья экспедиция». Как бы там ни было, Марс в его мелодраме оказывается копией советского городка из прошлого командира ракеты землян Сергея (Анатолий Котенев). Потому что планета окутана мыслящим полем, исполняющим желания людей.
Миссия на Марс (2000)

Брайан Де Пальма не интересовался фантастикой, и по его единственному НФ-проекту это хорошо видно. Описывая вторую пилотируемую экспедицию на Марс (первая погибла), он сбивает в кучу все клише жанра: от аварии на подлете до поста пришельцев на планете. Но бюджет в $100 млн и куча звезд вроде Тима Роббинса и Гэри Синиза немного спасают дело.
DOOM (2005)

Боевик по одноименной игре предсказуемо не смог сравниться с оригиналом, обладавшим бешеным драйвом и причудливой мифологией. Даже такие крутые мужики, как Дуэйн Джонсон и Карл Урбан, совершенно потерялись в узких коридорах марсианского научного комплекса, который заполонили монстры, так и напрашивающиеся на милосердный отстрел.
Джон Картер (2012)

Провал фильма Эндрю Стэнтона обошелся студии Disney в $200 млн убытков, но будем снисходительны: он не был заслуженным. Эпик о подвигах героя книг Эдгара Раиса Берроуза на фэнтезийном Марсе, каким его представляли 100 лет назад, — пленительное и визуально дивное ретро, которое, выйди оно лет на 20 раньше, точно стало бы хитом.
Марсианин (2015)

Фильмы про чужих у Ридли Скотта получаются год от года все хуже, зато про своих он снимает отлично. Свидетельством чему — громкий успех космической робинзонады персонажа Мэтта Дэймона, сполна познавшего, почем фунт картошки на Марсе. Лента заработала $630 млн и до сих пор удерживает звание самого кассового проекта постановщика.
20.03.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|