«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»:
романтической экшн-феерии — 25 лет
Фильмы о восточных боевых искусствах долгое время не считались заслуживающими серьезного внимания. Но все изменилось, когда 18 мая 2000 года на Каннском кинофестивале прошла премьера сразившей критиков экшн-феерии Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»...
Миссия: выполнима

Тайванец Энг Ли, создавший такие ленты, как «Разум и чувства» (1995) и «Ледяной ветер» (1997), по которым и не скажешь, что их снял режиссер из Азии, всегда хотел, чтобы англоязычный мир так же хорошо мог оценить, понять и полюбить восточную культуру, как он сам оценил, понял и полюбил культуру Европы и США. Для этого он решил экранизировать роман Ду Лу Вана в жанре уся «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»(1942) с сюжетом, сплетенным из романтики, боев на мечах, философии, юмора и высокой драмы. Ли удалось собрать бюджет в $17 млн, что для работы в КНР было по тем временам большой суммой. Обычно боевики с единоборствами ваяли за десятую часть этих денег, но в данном случае планировалось нечто более грандиозное.
Партию мастера меча Ли Мубая изначально предложили Джету Ли, но тот отказался, так как не пожелал ради съемок оставить беременную жену. В итоге роль досталась Чоу Юнь-Фату. Тот ранее никогда не занимался боевыми искусствами и был вынужден осваивать приемы фехтования с нуля. Его юную оппонентку Джен Ю должна была играть популярная актриса Шу Ци, однако она оказалась связана рекламным контрактом, и вместо неё взяли малоизвестную старлетку Чжан Цзыи. Барышня тоже не умела клинком махать, зато имела хореографическую подготовку и буквально протанцевала свои экшн-сцены. А вот Мишель Йео сразу согласилась на роль Ю Шульен, соратницы главного героя. Она, будучи звездой боевиков, уже владела соответствующей техникой, но ей тоже пришлось потрудиться — выучить мандаринское наречие, которого она, малайзийка по происхождению, не знала.
Хождения по мукам

Солидный бюджет позволил авторам картины построить качественные декорации, пошить дорогие костюмы (например, наряд Джен Ю из начала фильма четыре мастерицы делали два месяца) и оплатить цифровую обработку изображения (тросы, на которых актеры взмывали вверх, впервые в истории азиатского кино стерли на компьютере). А главное, киношники смогли потратиться на экспедиции в самые живописные локации Китая: бамбуковые леса Аньцзи, Храм Празднования Удачи на горе Цанъян с ее мостом над пропастью, Запретный Город в Пекине, степи Урумчи, пусты-ня Гоби плато Такла-Макан.
Амбициозность проекта и перфекционизм Энга Ли привели к тому, что процесс создания фильма оказался изнурительным. Продакшн в полном объеме занял 8 месяцев, и за все это время у постановщика не было ни одного выходного. Он признался, что к финалу был почти при смерти от истощения и не мог даже порадоваться тому, что все закончилось.
Артисты тоже оценили съемки как тяжелые. Мишель Йео порвала связку в колене и перенесла операцию. Чоу Юнь-Фат, говоривший на кантонском наречии, вечно портил дубли из-за плохого мандаринского. Хореограф боев Юэнь Ву-Пин многократно переснимал экшн-эпизоды из-за ошибок актеров, непривычных к скоростным обменам ударами. В довершение проблем работу в пустыне Гоби омрачили аномальные для этого места затяжные дожди.
Все не зря

Непосредственно съемки шли с августа по декабрь 1999 года. Постпродакшн же затянулся почти до премьеры. Постоянно возникали трудности, связанные с адаптацией материала для западной аудитории. Так, Энгу Ли пришлось лично редактировать субтитры для англоязычной публики — нанятые переводчики наделали в них кучу ошибок. Вследствие нервотрепки он, незадолго до того бросивший курить, вновь вернулся к сигаретам.
К счастью, пот и слезы, пролитые при работе над фильмом, окупились сторицей. Хотя первый показ «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» в Каннах состоялся вне конкурса, лента вызвала у зрителей и критиков настоящий фурор. Летом ее пустили в прокат в странах Азии, осенью — в Европе, а зимой — в США. Для кино о боевых искусствах сборы стали рекордными: мировая касса картины составила $213,5 млн.
Коммерческий успех был подкреплен дождем престижных наград. Лента завоевала два «Золотых глобуса», четыре премии BAFTA и четыре «Оскара», и во всех случаях имела место победа в категории «Лучший иностранный фильм».
20.05.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|