Первый блокбастер:
фильму «Челюсти» — 50 лет
Полвека назад, 20 июня 1975 года, на экраны вышел знаменитый фильм Стивена Спилберга «Челюсти», ставший кассовым феноменом и породивший череду сиквелов. Он считается первым блокбастером в истории — кинохитом, собравшим более $100 млн в домашнем прокате...
«Зубастый» бестселлер

Роман Литера Бенчли «Челюсти» про охоту на огромную акулу-людоеда был выпущен в 1974-м и сразу попал в списки бестселлеров. Но студия Universal купила права на экранизацию книги еще до релиза, оценив ее кинематографичность. Сперва режиссуру хотели доверить ветерану Джону Стерджесу, который имел опыт съемок на воде в картине «Старик и море». Однако проект перехватил молодой и амбициозный Стивен Спилберг; он нуждался в фильме-прорыве, и продюсеры решили довериться пышущему энтузиазмом постановщику.
Стивен пообещал уложиться в $3,5 млн и отснять материал за 55 дней. Но слова своего не сдержал: в ходе работы над картиной вылезли такие серьезные организационные и технические трудности, что смета раздулась до $7 млн, а сам процесс растянулся на 159 дней.
Изначально на главные роли метили крупные звезды того времени: шерифа Броуди мог сыграть лауреат «Оскара» Чарлтон Хестон, охотника на акул Квинта — другой «оскароносец» Ли Марвин, океанолога Хупepa — обладатель «Золотого глобуса» Джон Войт. Но Спилберг хотел нанять менее раскрученных лицедеев. Они обошлись бы дешевле и своими не очень затертыми лицами добавили реализма экранным ужасам. Так трех основных героев «Челюстях» сыграли Рой Шайдер, Роберт Шоу и Ричард Дрейфус соответственно.
Неприятности с акулой

Съемки стартовали 2 мая 1974 года на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс. И сразу начались проблемы. Механическая акула, собранная парнями из отдела спецэффектов, сразу после спуска на воду затонула, ее пришлось доставать и чинить. Она часто глючила, из-за чего эпизоды с ее участием постоянно приходилось переделывать. В итоге большая часть кадров с Брюсом — чудище назвали в честь адвоката режиссера — улетели в корзину. Оттого акула так редко появляется в кадре.
Отношения актеров также оставляли желать лучшего. Алкоголик-задира Шоу и вспыльчивый Дрейфус с самого начала невзлюбили друг друга. Напряжение между персонажами в фильме — не игра, а отражение реальной неприязни, развившейся на площадке. А Спилберг, как внезапно выяснилось, панически боялся воды и не мог организовать работу на море без того, чтобы не бесить собственную команду своей фобией. Забавно, он не явился на съемки финальной сцены, в которой монстра взрывали газовым баллоном, так как был уверен, что его коллеги сговорились столкнуть его в океан. Кстати, после этого у Стивена появилась традиция пропускать последний съемочный день каждой своей ленты.
К слову, вариант концовки с подрывом Брюса привел к ссоре постановщика с Бенчли. Автор книги требовал, чтобы акула медленно и драматично подыхала от множества вонзившихся в нее гарпунов, но его идею отвергли.
Революция в маркетинге

Вместо середины лета камеры были выключены только в середине сентября 1974 года. И потом пришлось их снова периодически включать ради дополнительных съемок и пересъемок. Несмотря на проблемы с продакшном, продюсеры высоко оценили получившийся материал и решили вложиться в невиданную по тем временам рекламную кампанию. Они потратили $1,8 млн на то, чтобы трейлеры проекта беспрестанно крутили по ТВ; такая стратегия была еще в новинку и считалась рискованной из-за дороговизны эфирного времени. Но сработала она на все сто и стала обязательной для всех последующих крупных студийных релизов.
Когда 20 июня 1975 года «Челюсти» вышли в рекордном на тот момент количестве залов (более 450), зрители, неделями бомбардируемые роликами ленты по «ящику», толпами повалили в кино. В США было продано 67 млн билетов (это означает, что картину посмотрел на большом экране каждый третий американец), и детище Спилберга продержалось на вершине бокс-офиса целых 14 недель!
Триумф был беспрецедентным: итоговые мировые сборы фильма (с учетом повторных показов) достигли к настоящему дню $470,7 млн. Триллер удостоился трех «Оскаров» (за лучшие звук, монтаж и музыку Джона Уильямса), а Спилберг получил статус короля кассы и начал печь один блокбастер за другим.
25.06.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|