Трамвайчик

   Главная
: Новости : Форум : Связь
Новые фильмы (все)
Джойка  - рецензияВампирша-гуманистка - рецензияМатеринский инстинкт - рецензия
Новости киноляповФорумIMHO Добавить в Избранное Сделать стартовой Назад   
 ПРИКОЛЫ ПО ДНЯМ >


 
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

     Новинки >

Видеомагнитофоны СССР 80-х


Многие помнят лишь «Электронику-ВМ-12», но на самом деле в Союзе выпускались и другие модели, необязательно формата VHS.


О видеомагнитофонах поговаривали еще в 60-х, когда они были катушечными и черно-белыми. Время от времени появлялись статьи в «Науке и жизни», «Технике - молодежи» и других популярных изданиях. Передовые отечественные разработки показывали по ТВ, но сюжеты с участием экспериментальной чудо-техники особого восторга не вызывали. И не потому, что вся отечественная электроника считалась плохой, просто советскому человеку трудно было понять, зачем ему это нужно.


На фото из журнала «Радио» №2, 1968 - катушечный транзисторный видеомагнитофон «Малахит» выпуска 1967 г.

СМИ восторженно вещали, насколько это круто — записывать с телевизора фильмы и передачи, снимать и смотреть в кругу семьи домашнее видео.
Ну, что тут сказать... Если с унылого зомбоящика можно было раз в сто лет надергать каких-нибудь шерлок-холмсов и скиппи-зе-буш-кенгуру, то с хоум-видео была проблема: на что его снимать, если при слове «видеокамера» советские люди впадали в ступор?! Несмотря на то, что бытовые видеокамеры (телекамеры, если быть точным) в природе существовали, они не являлись портативными устройствами — пленки в них не было, запись велась с помощью видеомагнитофона, к которому такая камера подключалась.


Камера «Электроника-501-видео». Цена — 850 руб.

Долгие годы о советской видеотехнике можно было говорить разве что умозрительно. Лишь изредка ее можно было встретить в студиях, клубах, образовательных учреждениях и кружках народного творчества.

Первый советский видеомагнитофон я увидел в школе, в кабинете английского языка. Это был катушечный монстр «Электроника-видео-591».


ВМ «Электроника-591». Цена 1350 руб.

От прежних экспериментальных бобинников 70-х он отличался ультрамодным по советским меркам дизайном и возможностью работы в цветном режиме. Качество было препоганейшее (а что вы хотите от чёткости в 220 строк?), но само изделие вызывало благоговейный трепет и чувство гордости за страну.

На фото может показаться, что магнитофон в меру компактный, но на деле это был еще тот гроб исполинских размеров:

В середине 70-х во всём цивилизованном мире стал набирать популярность формат VHS, наступала эра кассетных видеомагнитофонов. СССР тоже считал себя передовой державой, поэтому старался не отставать от вражеских капиталистических инноваций, но как обычно отставал почти на десятилетие. В 1984 первым массовым советским устройством формата VHS стала знаменитая «Электроника-ВМ-12», нагло скопированная с японского «Panasonic NV-2000» образца 1975 года.

На рекламных снимках всячески старались скрыть это сходство. Получалось не очень:

Позже советские инженеры и дизайнеры всё-таки сделали рестайлинг, и видеомагнитофон приобрел свой «канонический» вид, каким его помнит большинство рожденных в СССР:

Несмотря на высокую стоимость (1200 рублей при средней зарплате по стране в районе сотни), магнитофон тут же стал дефицитом. Даже в крупных городах ВМ-12 приходилось заказывать заранее, оставляя в магазине открытку с обратным адресом. Что прикольно, видеокассеты формата VHS тоже были дефицитом. В паспорте ВМ на 13-й странице печатались отрывные талоны на их покупку.

К тому времени многие стали понимать, что телевизор и видеокамера — совсем необязательные источники записи. В СССР стали проникать кассеты с западными боевиками и порнухой. Появление последней породило легенду, будто КГБшники специально отключают свет в домах, чтобы потом ходить по квартирам и арестовывать любителей запретной эротики (дескать, при отключении света кассета остается внутри, и нарушителей можно брать тепленькими).

Кстати, то, что тогда разгуливало по рукам, трудно назвать порнухой. Реальный хардкор был дефицитом. Простые смертные довольствовались эротическим ширпотребом в духе «Греческой смоковницы» или «А ну-ка, девочка, разденься». Даже «Мальчишник» с Томом Хэнксом относился к жанру эротики, а не комедии!

Вместе с подпольными и не очень кассетами потихоньку завозилась видеотехника Sharp, JVC, Philips, Funai, Hitachi, Akai, Panasonic, Sony и т.п. Цена импортной аппаратуры была заоблачной, а подключение к уродливым советским теликам — геморным и эстетически бессмысленным, поэтому основная масса новоиспеченных видеолюбителей всё же предпочитала отечественную «Электронику».

С подключением ВМ-12 тоже не обходилось без танцев с бубном. Отечественные телевизоры того времени работали в системе SECAM, а кассеты с вкусняшками, что добывали тогдашние видеопираты, обычно записывались в цветовой системе РАL.

Смотреть РАL-кассету через SECAM-ящик можно, но грустно: изображение будет черно-белым. И находились кулибины, которые вручную паяли модули РАL/SECAM, а позже налаживали их поточное производство. В 90-х, когда в страну хлынул поток недорогих корейских ВМ Daewoo, GoldStar и Samsung, каста телемастеров жила припеваючи.

Кстати, о Samsung’ах. В 1987 вышла «Электроника-ВМЦ-8220» — по сути это был Samsung VX-8220, только с русскими буквами.

Стоило такое чудо 3000 рублей, и это чудо было с пультом! Владеть ВМЦ-8220 было настолько же круто, как курить кишинёвское «Мальборо».

Годом позже появилась «Электроника-ВМ-15», но в массовое производство не пошла.


На фото музейная ВМ «Электроника-ВМ-15».

Чуть более лучшая судьба была уготована для «Электроники-ВМ-18», выпущенной в 1989 году на саратовском заводе «Тантал». ВМ-18 считалась официальной преемницей ВМ-12.

В 1991-м саратовцы слегка изменили ТТХ и сделали все надписи на английском, после чего модель стала называться ВМ-32, а в народе — просто «Тантал». «Электроника-ВМ-32-TANTAL» стала последней массовой моделью отечественных видеомагнитофонов.

В том же году СССР развалился, но «Электроники» еще долго продолжали пыхтеть в душных видеозалах, знакомя нас со Шварцом, Сталонне и Джеки Чаном.


© Генрих Лиговский
03.08.2013

Респект сайту http://www.rw6ase.narod.ru за любезно предоставленные фотки.

Тема про видаки СССР на форуме >>>


     Новинки >

Полезные ссылки:





Информация в этом блоке размещается на правах рекламы:
Назад Наверх  

Последние обновленные разделы сайта:

23.04 РЕЦЕНЗИИ: Джойка. Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца. Материнский инстинкт. Летучий корабль. Территория зла. Онегин. Герой наших снов. Лед 3. Три мушкетера: Миледи. Ритуал Малума. Мастер и Маргарита. Присцилла.
19.04 КИНОЛЯПЫ: Дом у дороги. Дева и дракон. Бессмертный. Воздушное ограбление. Солтбёрн. Джинн. Убийца. Оппенгеймер. Барби. Мать. Удача. Форсаж-10. Трансформеры-7: Восхождение Звероботов.
18.04 КИНОСТАТЬИ: Летние блокбастеры 2024, которые стоит посмотреть. К 100-летию со дня рождения: 10 главных фильмов Марлона Брандо. По реке плывет топор, или Снова о ляпах в большом кино. Предсказывая настоящее: 2024 год в кино и сериалах. Чемпионы по зарплатам 2023: самые высокооплачиваемые актеры. "Онегин" и другие: 10 пушкинских экранизаций.
16.04 ХОЛКИ-МОРКИ: 197 стр.
08.04 АНЕКДОТЫ: про кино - 226 стр., про Новый год - 75 стр., про интернет и компьютер - 325 стр., про рекламу - 197 стр.
16.03 ЧИТАЛЬНЯ: Шри-Ланка 2024, ч.1.


ГЛАВНАЯ: Знаменательные даты, факты из мира науки и искусства обновляются на сайте ежедневно. Также на главной есть новости, не всегда попадающие в архивы и не связанные с остальными разделами.

Самые популярные разделы форума:

Новинки кино: Краткие обзоры новинок кинопроката и документальных фильмов.
Флудильня: разные темы, от "Придумайте название" до приколов типа "Скрипка-Лиса"
События в мире: новости из разных источников, иногда просто приколы и маразмы.
Кинояпы в зарубежных фильмах: Обсуждение статей соответствующей рубрики, предложения.

   © 2024 Генрих Лиговский     Правила сайта
Наверх
Назад