Палестина: Вифлеем
Февраль 2013, беглым взглядом
Палестинский Вифлеем находится всего в 8 километрах от Иерусалима, и о приближении к нему можно догадаться по возрастающему количеству типично арабского срача, перекошенных заборов и долгостроев длиною в жизнь.
Еще можно догадаться по небольшой табличке «Добро пожаловать в Вифлеем!» с предложением помолиться за свободу Палестины.
Несмотря на проблемность региона, в Вифлееме довольно много гостиниц, причем с неплохой кормежкой. Сейчас уже не помню название гостиницы, где мы обедали, но кормежку запомнил. Вроде бы тот же арабский мир, где пищу должны крошить саблями, но в том отеле всё было цивильно, хотя по статусу он был ниже нашего египетского «Хилтона».
Основной способ передвижения по городу — пешкарус. В центре есть огромная по местным меркам парковка для туристических автобусов, где они не слишком-то дожидаются своих зазевавшихся пассажиров. Всё дело в расписании, из-за которого заезжие туристы из других городов носятся как угорелые.
Около центральной площади находится главная достопримечательность христианских паломников — базилика Рождества Христова. Формально она относится к юрисдикции греческой православной церкви, но между РПЦ и ГПЦ есть что-то типа договора об общих святынях.
Перед визитом в базилику всех экскурсантов обычно завозят в небольшие магазинчики, с которых гиды имеют свой профит. В таких магазинчиках продается разного рода символика, не имеющая никакой религиозной ценности до соприкосновения с Вифлеемской Звездой. Самый ходовой товар — кресты паломника, которые еще называют «иерусалимскими крестами». Их можно носить совместно с основным крестом, но перед этим нужно предварительно освятить.
В православном мире есть только два места, где можно освящать вещи без участия священника — это уже упомянутый в заметках Гроб Господень и базилика Рождества Христова. В базилике находится Пещера Рождества, где хранится важная святая реликвия — Вифлеемская Звезда.
Чтобы попасть туда, нужно отстоять большую очередь. Пока руссо туристо стоят в очереди, к ним подходят греческие попики и принимают бумажки с пожеланиями. Стоимость подачи такой бумажки — доллар или два, сколько не жалко. Стоимость свечей — 3-5 долларов. Со своими и купленными в лавке у Ашота, приходить нельзя. Это вам не Иерусалим :-).
На серебряную Звезду можно класть не только крестики. Любой предмет от соприкосновения с реликвией становится святым. У меня, например, помимо крестиков стали святыми фотоаппарат и бумажник, выпавший в давке из нагрудного кармана.
Вообще, перед входом в Пещерку всегда собирается толпа. Сами гиды просят окружать вход поплотнее, чтобы не пролезали туристы из других групп. В такой давке уже не до рассматривания антуража. Да и время тикает — постоянно думаешь об автобусе, который может слинять, не дождавшись потеряшек.
Несмотря на то, что пришли мы рано и отстояли не самую длинную очередь, времени на шатание по городу не оставалось. Назад к стоянке мы не шли, а бежали, хватая по пути первые попавшиеся магнитики и прочую шелуху, которую нам впаривали местные арабы.
Торгаши предлагали то же самое, что было в магазинах, но в разы дешевле, за «ван доллар». Помимо крестов и магнитиков, особым успехом пользовались так называемые «наборы паломника», состоящие из капсул со святой водой, святой землей, святым маслом и еще чем-то там святым. Такие же наборы можно было купить и в Салеме, и в гидовском магазине, но «ван доллар» делал свое дело.
Кстати, о ценах. В магазинах обычный деревянный или латунный крестик паломника стоит 1-3 доллара и выше. У торговцев за эти деньги можно купить если не ведро, то по крайней мере штук пять таких, но мелочевкой они обычно не занимаются и пытаются впарить здоровенные резные кресты, раз в пять дешевле аналогичного магазинного ширпотреба. Настенные кресты разные, но где-то в среднем уходят за 3-5 долларов, в то время как «магазинные» ценники начинаются от пятнашки.
Те самые магнитики, которые многих интересуют в первую очередь, в магазинах стоят от 2 до 7 долларов. Выбор больше, чем у лоточников, но принцип ценообразования я так и не понял. ИМХО, цены назначаются от балды. И с такой же легкостью даются скидки на любой товар. То есть, ежу понятно, что цены там заряжены по максимуму.
Как и в Израиле, в религиозных «бутиках» всегда можно налить себе бесплатный чай или кофе. Всегда можно расплатиться по карте (ККМ оборудованы кардридерами повсеместно, есть даже в колхозных кибуцах). Но на этом все прелести цивилизации заканчиваются.
Стекла в палестинских домах практически повсеместно бронированные. Вооруженные конфликты случаются, но не так часто, как об этом говорят и пишут СМИ. И уж тем более в туристическом Вифлееме никакого телевизионного контр-страйка с мясом и кишками не происходит. Внешне всё тихо и спокойно, как в Багдаде, но ездить туда я бы не советовал. Близость арабо-израильской границы настораживает.
Вполне достаточно быстрой ознакомительной прогулки: зачекинилсь на площади, освятили на Вифлеемской Звезде кресты и фотоаппарат — и айда подальше от этого бедлама*.
PS *Слово «бедлам» происходит от англ. Bethlehem — Вифлеем :-).
© Генрих Лиговский
25.06.2013
|