Пытка Бангкоком
One night in Bangkok makes a hard man humble
Not much between despair and ecstasy...
Мюррей Хэд
Быть в Таиланде и не посетить Бангкок – плохо, но еще хуже думать, что посетил, если побывал в тамошнем аэропорту, который вообще-то стоит на отшибе. Только хардкор, только настоящий мазохизм на удушающей азиатской жаре и влаге! Только так можно выяснить, что подразумевал автор хита «One Night in Bangkok» под despair, а что под ecstasy.
Часть 1. Официальные орудия пытки
Говоря о пытках, я подразумеваю прежде всего жару, от которой можно спрятаться лишь на время, нырнув в помещение с кондиционером или прильнув к какому-нибудь приблудному вентилятору. Настоятельно не рекомендую шляться по Бангкоку в первые дни поездки. И в последние дни тоже. И в средние. И вообще ни в какие – если ваш инстинкт самосохранения превыше безбашенного любопытства.
Официальный Бангкок славится двумя главными буддами и королевским дворцом, в котором их местечковый король не живет. 87-летний Рама IX предпочитает жить в курортном городке Хуахин (Рама – это нечто вроде титула, настоящее имя короля – Пхумипон Адульядет). Так что столичный королевский дворец нужен только для галочки.
Король Таиланда – примечательный фрукт, он как бы и швец, и жнец, и на дуде игрец. Причем игрец капитальный – раньше был профессиональным джазовым саксофонистом, но в преклонном возрасте ему запретили дудеть, и король переквалифицировался в гитаристы.
А еще он изобретатель и рационализатор, спортсмен и комсомолец, художник и поэт. И конечно же, фотограф – на 1000-й купюре изображен со своим любимым фотиком «Кэнон» (хотя сам владеет акциями «Никона»). Разве что на Су-27 не катался и стерхов не курировал.
Тайцы своего короля очень любят, все 146 процентов его единодушно поддерживают и... регулярно устраивают государственные перевороты, один из которых случился совсем недавно.
Перед входом в королевский дворец стоят то ли тайские гвардейцы, то ли гвардейские тайцы, застывшие как статуи. С ними можно бесплатно сфоткаться, просто встав рядом. Честно сказать, этим парням я не завидую. И хоть тот день можно было назвать условно пасмурным, адской жары с духотой это не отменяло.
Главная статуя тайского Будды находится в храме Ват Пхра Кео. Святыня «Изумрудный Будда» на самом деле выполнена из жадеита (зернистого нефрита), но это никого не колышит. Зеленый – значит изумрудный.
Периодически статую «наряжает» король, знаменуя тем самым смену времен года. Слово «наряжает» взято в кавычки неспроста: сезонов там всего три, наступают они не по расписанию, а наряжает статую вместо короля его сын, так как сам король очень старый.
Фоткать статуэтку позволено лишь через дырку ворот, в самом храме съемка запрещена. Гиды соревнуются в придумывании страшных кар, постигающих туристов за нарушение тайских правил и буддийского дресс-кода (закрытые плечи, пустая голова, брюки по щиколотку, юбки ниже колен).
И хоть на последнем строится нехилый бизнес по впариванию шароваров и юбок напрокат (перед входом в храм даешь якобы под залог 100 батов, а возвращают 70), нарушать регламент не советую. Если уж решили, что с голыми ляжками нельзя, а в клоунском прикиде можно, то так тому и быть!
Разумеется, все эти байки про тюрьму за поворачивание к Будде спиной придуманы лишь для того, чтобы туристы не кривлялись на фоне святынь, но визуально определить ту грань, где безобидное фотканье переходит в кривляние, очень трудно, так что лучше не рисковать. Хотя надевать на себя портки сомнительного происхождения – риск для здоровья не меньший, чем пребывание в тайской кутузке.
Основной контингент иностранных паломников – китайцы с палками для селфи. Сильно сомневаюсь, что эта китаянка пришла молиться, но многие посетители действительно молятся, брызгаются лотосами с водой из общего котла, а потом отмывают бошки хлоркой.
Второй главный Будда для тайцев – Лежачий, который как бы готовится принять нирвану. Лежит он в храме Ват Пхо и лежит не просто так, а за деньги. В храме Ват Пхо есть свое разводилово – бросание монеток на счастье. Их нужно сначала купить, а потом кидать в специальные урны, расставленные по периметру.
Методика разбрасывания монет у каждого своя, о единой теории лохотронщики не позаботились. Мне была озвучена такая версия: покупаешь горстку монет, загадываешь желание и кидаешь по одной через урну, обходя весь зал. Если монет хватает тютелька в тютельку, то желание сбудется, а если видишь, что монет не хватает, пропускай урны так, чтобы хватило (или наоборот кидай по несколько монет, если остается слишком много). В общем, развлекай себя сам, лошара, и твое желание рано или поздно сбудется – ибо это буддизм, а не хухры-мухры.
У канонического Будды было 108 признаков, отличавших его от простых смертных, и один из них – пальцы одинаковой длины.
Не знал, что и на ногах – тоже. Некоторые тайцы специально отращивают ногти на мизинцах, чтобы быть похожими на Будду. А вот как быть с ногами, хе-хе...
Логово Лежачего Будды мне понравилось больше. Там хоть рыбы у фонтана плавают, так называемые карпы кои. Карпиков кои можно кормить с руки, как и сомов на реке Чаупхрая (но тех кормят уже с лодок, раздавая туристам по два батона на рыло).
Кстати, корм для животных в священных местах – тоже разновидность местного бизнеса и благодатная почва для разводилова. Если вам или вашим детям кто-то из местных протягивает булку хлеба, – на, мол, покорми! – уверяю вас, это не бесплатно. Влетаете на сумму от 10 до 100 бат, если это не входит в экскурсионную программу. Вы бы видели глаза русских мамаш: и отказать неловко, ведь ребенок просит (карму очистить хочет через кормление животных), и подорожавших по курсу батов жалко. А эти проклятые рыбы всё жрут и жрут!
В храме Ват Пхо есть бесплатная вода – в бутылочках (по билету) и халявная ледяная, в треугольных стаканчиках, но можно набрать и бутылку, как это делает отмолившийся и отфоткавшийся китаец.
И скамеечки есть, где можно посидеть в тени с тайками, которые не очень-то рады такому соседству с фарангами.
В общем и целом всё это мракобесие безумно круто и любо-дорого буддийским сердцам, но для людей, далеких от нирваны, представляет чисто спортивный интерес. Если повторите мой героический Путь Лежачего Будды, тоже потом будете спрашивать себя: нафига?!
© Генрих Лиговский
27.03.2015
Часть 2. Водные процедуры
Часть 3. Бытовуха с видом на город
|