Герой с автографом «Z»:
25 лет фильму «Маска Зорро»
Четверть века тому назад, 10 июля 1998 года, состоялась мировая премьера приключенческого фильма «Маска Зорро». Картину тепло приняли критики и простые зрители, назвав лучшим кинопроектом о народном мстителе со шпагой, выходившим со времен «Зорро» 1975 года с Аленом Делоном.
Возвращение героя

История блокбастера началась в 1992 году, когда идеей снять новую ленту о Зорро загорелся Стивен Спилберг. Пожилого героя, дона Диего де ла Вега, должен был сыграть Шон Коннери, его молодого преемника Алехандро Мурьету — Энди Гарсиа, а на главную женскую роль претендовала юная колумбийская певица Шакира. Но препродакшн затянулся на 5 лет, и за это время актерско-режиссерский состав полностью сменился. Постановщиком в итоге стал Мартин Кэмпбелл («Золотой глаз»), доном Диего — Энтони Хопкинс, Мурьетой — Антонио Бандерас, а красоткой Еленой Монтеро — Кэтрин Зета-Джонс. На разных этапах планирования интерес к ролям в картине также проявляли Том Круз, Рауль Хулиа, Дженнифер Лопес, Лэнс Хенриксен, Пенелопа Крус, Бенисио дель Торо и Сальма Хайек.
Студия Sony не хотела сильно тратиться на фильм о винтажном герое, настаивая на бюджете в районе $35-45 млн. Однако по мере затягивания производства суета росла как на дрожжах. К началу съемок проект стоил уже $60 млн. А к их финалу затраты достигли $95 млн, что очень нервировало продюсеров.
На подступах к съемкам Бандерас усиленно изучал бой на шпагах и достиг в нем таких высот, что его тренер Боб Андерсон объявил его лучшим фехтовальщиком среди актеров после легендарного Эррола Флинна. В свою очередь, Хопкинс усердно осваивал трюки с хлыстом: хотя режиссер изначально не собирался показывать, как Зорро действует кнутом, актер убедил его, что это неотъемлемая часть имиджа героя в маске.
Клинки и костюмы
Камеры заработали в Мексике 27 января 1997 года, но почти сразу дело застопорилось из-за того, что Кэмпбелл угодил в больницу с жестоким бронхитом. Проволочки продолжились, когда мексиканские власти задержали на таможне часть реквизита, включая шпаги персонажей — мол, холодное оружие, для него нужно специальное разрешение. Кстати, клинки сделали из легкого алюминия, чтобы артистам было удобнее ими манипулировать. Но алюминий давал глухой звук при соударении, и на постпродакшне все фехтовальные эпизоды переозвучили, наложив на изображение бодрый звон настоящих стальных шпаг.

Основные съемки прошли в Тласкале близ Мехико, где гости из Голливуда выстроили декорации гасиенды злодея дона Монтеро (Стюарт Уилсон) и фрагменты улочек мексиканского городка ХГХ века. Любопытно, что костюмы двух Зорро в фильме сильно отличаются друг от друга. Дизайн наряда де ла Вега отображает его испанское происхождение, в то время как наряд Алехандро украшен вышивкой, характерной для мексиканской культуры описываемой эпохи.
Костюм Елены тоже имел свой секрет. В эпизоде, где молодой Зорро раздевает героиню, разрезая ткань на ней легкими движениями шпаги, на Зете-Джонс было надето специальное платье со скрытыми в швах лесками, за которые дергали техники за кадром, чтобы одежда слетела с девушки запланированным образом.
Задержка в пути
Из-за постоянных задержек основная работа затянулась до 5 июня, отчего, Sony решила отказаться от первоначальной мысли выпустить кино к Рождеству, тем более, что в этом случае светила конкуренция с «Титаником» Джеймса Кэмерона. А потом еще пришлось проводить досъемки (финал, где у Алехандро и Елены появляется сын, вообще добавили только осенью), так что премьера «Маски Зорро» плавно съехала сперва на март, а потом и на июль 1998-го.

Выход ленты в прокат студию сперва разочаровал: сборы оказались ниже ожиданий, а через неделю кино столкнулось в бокс-офисе с мощными соперниками в лице «Спасти рядового Райана» и «Все без ума от Мэри».
В итоге, на родине фильм не добрал до $100 млн. Но все отзывы были очень хорошими, и проект выстрелил за рубежом, заработав в целом по миру $250,3 млн. Две номинации на «Оскар» и две номинации на «Золотой глобус» упрочили реноме «Маски Зорро». А прибыли от выпуска на кассетах и DVD (плюс продажа прав на телетрансляцию за $30 млн) позволили авторам запустить снятый той же командой сиквел «Легенда Зорро» (2005) — увы, не имевший такого успеха у зрителей, как оригинальный блокбастер.
11.07.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|