За родную Шотландию!
25 лет фильму «Храброе сердце»

На счету Мела Гибсона полно отличных фильмов, но пик его славы пришелся, без сомнения, на середину 90-х.
25 лет тому назад, 24 мая 1995 года, вышел в прокат его самый титулованный блокбастер — исторический эпик «Храброе сердце», в котором Гибсон не только сыграл главную роль, но и выступил постановщиком...
Два Уоллеса
История фильма началась еще в 1983 году, когда начинающий кинодраматург Рэндалл Уоллес приехал туристом в Эдинбург. Увидев там памятник Уильяму Уоллесу, он поинтересовался: кто этот явно весьма почитаемый однофамилиц? Изучив вопрос, американский гость счел судьбу национального героя Шотландии, боровшегося за независимость страны от англичан, весьма кинематографичной. И, вдохновившись, накатал сценарий про жизнь сего великого человека.
Текст попал в руки продюсера Алана Лэдда-младщего, который счел его перспективным. Но возникли проволочки, студия MGM, куда планировалось пристроить проект, увязла в муторном процессе реорганизации. Не став ждать, покамест все утрясется, Алан ушел на вольные хлеба и в 1993-м предложил поучаствовать в «Храбром сердце» Мелу Гибсону. Тому понравилась история, но актер был согласен лишь на постановку ленты, считая себя лишком старым для роли Уильяма — по сюжету тот и впрямь был лет на 15 моложе кинозвезды.
Гибсон считал, что Уоллеса должен сыграть либо Брэд Питт, либо Джейсон Патрик. Также на главную партию в картине претендовали Дэниел Дэй-Льюис, Кристофер Ламберт, Лиам Нисон, Джефф Бриджес и даже комик Робин Уильямс. Увы, под всех этих лицедеев не удавалось собрать достаточный бюджет. В итоге студии Paramount и 20th Century Fox прямо заявили, что готовы выложить нужную сумму только в том случае, если Гибсон сам исполнит роль героя. И тот был вынужден принять эти условия, чтобы довести запавший ему в душу проект до конца.
Ирландия лучше
Получив на руки $70 млн, Мел и его команда отправились в Европу. Там авторы ленты быстро убедились, что снимать проще в Ирландии, которая как раз ввела налоговые льготы для киношников. В итоге в Шотландии на пленку запечатлели всего несколько эпизодов, потребовавших аутентичной натуры.
Развив кипучую деятельность, Гибсон лично отобрал всех исполнителей значимых ролей, причем на пробах даже не заставлял никого читать сценарий. Просто смотрел, как претенденты двигаются и говорят, какая у них энергетика, — и если интуитивно считал, что человек подходит, нанимал его.
Съемки стартовали 6 июня 1994 года и завершились 28 октября. Звезда и постановщик фильма признавался, что это было физически изматывающее приключение. Он шутил, что чувствовал себя после него так, словно отработал в трех сериях «Смертельного оружия» подряд. К тому же кинематографисты страдали от капризов погоды: сплошные дожди и хроническое отсутствие солнца.
Так как в «Храбром сердце» было много батальных сцен, режиссеру понадобилась изрядная массовка. Ее набрали из резервистов ирландских вооруженных сил. В самые жаркие деньки на площадке рубилось в кадре до 1600 человек. Гибсон хотел, чтобы на экране битвы выглядели брутально, так что статисты кидались друг на друга со впечатляющим остервенением. Самое удивительное, что этот накал страстей не привел ни к каким по-настоящему серьезным травмам. Наиболее серьезным инцидентом в ходе съемок стал сломанный нос.
Конские проблемы
Мела не беспокоило, что биографию Уоллеса в сценарии сильно изменили ради пущей драматизации. Но его доставало, если в кадр попадали реалии XX века. Из-за статистов, забывших спять перед камерой часы или очки, он не раз целиком переделывал большие фрагменты сражений. На одну тишь битву при Стерлинге ушло 6 недель. Гибсон снял для нее 90 часов материала, а потом платил людям за то, чтобы они просматривали все эти дубли на предмет откровенных ляпов и сразу выкидывали в корзину негодные.
Главным источником запоротых дублей стали лошади — как живые, так и механические. Реальный скакун Мела очень нервничал от его зычного голоса. Стоило звезде выкрикнуть что-то типа «За Шотландию!», как конь прыгал в сторону, выпадая с героем из фокуса. А роботизированные лошади, использованные в сценах, где настоящие покалечились бы, двигались по рельсам крайне неестественно, отчего в брак отправлялось 90% кадров с их участием.
30.05.20
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|