«Танцующий с волками»:
25 лет со дня премьеры
Четверть века тому назад, 19 октября 1990 года, в прокат вышел «Танцующий с волками». Вопреки единодушному мнению экспертов, предрекавших режиссерскому дебюту Кевина Костнера полный провал, кино не только стало самым кассовым вестерном в истории, но и завоевало семь «Оскаров» — в том числе за лучший фильм года...
Хождение по мукам
Истории создания шедевров часто полны драматических деталей в стиле «через тернии к звездам», но то, какой непростой дорогой пробивался на экран «Танцующий с волками», — отдельная жалостливая песня.
Для начала, неудачливый драматург Майк Блэйк, с которым Костнер познакомился на съемках картины «Выигрыш» (1983), годами не мог пробить сценарную заявку о герое Гражданской войны США, который становится своим среди индейцев и разделяет их судьбу, когда земли племени захватывают белые. В отчаянии Блэйк переписал заявку в роман, но все равно сумел опубликовать его лишь в 1988-м — и то после серии отказов.
Единственным, кто видел в «Танцующем...» потенциал, был Костнер. Купив за небольшие деньги права на экранизацию, он решил, что сам попробует поставить кино и, будучи к тому времени уже изрядной звездой, заручился поддержкой студии Orion Pictures и выбил под проект бюджет в $15 млн.
Настоящие индейцы
Изначально на главную роль лейтенанта Данбара подписали Вигго Мортенсена, а запасным вариантом являлся Том Беренджер. Но Кевин быстро понял, что сам хочет ее сыграть, и, будучи еще продюсером фильма, настоял на этом. А майором Фамбро предложили стать Марлону Брандо. Увы, тот не счел роль достаточно привлекательной, и она отошла Мори Чайкину.
Большой проблемой оказался кастинг на роли сиу и пауни. Создатели ленты наняли чуть ли не всех известных актеров-индейцев, основную же головную боль доставило то, что всем им, представителям десятков разных племен, пришлось учить лакота — один из самых сложных языков коренных жителей Америки. И перфекционист Костнер грозил уволить тех, кто не будет говорить на нем достаточно чисто. Сыгравшему шамана Грэму Грину пришлось хуже всех: реплик у него хватало, а он был из ирокезов и с трудом выговаривал абсолютно чуждые его слуху слова лакота.
Сезон охоты
Съемки растянулись на четыре с лишним месяца — с июля по ноябрь 1989 года — и для неопытного в режиссуре Костнера обернулись настоящей логистической пыткой. Как на грех, на это время пришлась одна из самых суровых засух в прериях, и съемочная группа страдала от дефицита воды. Чтобы не высох пруд близ декораций форта Седжвик, его каждые несколько дней наполняли из специально подвозимых грузовиками цистерн.
Самая сложная сцена — охота на бизонов — потребовала двух недель съемок, по итогам которых бегущими дикими быками было уничтожено несколько дорогущих камер, а Кевин, исполнявший большинство трюков лично, навернулся с коня и чудом не сломал позвоночник. Надо заметить, что тогда цифровые спецэффекты находились в зачаточном состоянии, поэтому в кадре находились две тысячи реальных бизонов. И лишь на крупных планах в качестве убиваемых животных использовались аниматронные куклы: за них режиссер выложил из собственного кармана $250000, поскольку при составлении изначальной сметы эту графу расходов не предусмотрели.
Вообще, Костнер быстро превысил рамки бюджета и оказался вынужден просить дополнительное финансирование и внести $3 млн личных средств, чтобы закончить фильм. Считается, что на создание «Танцующего с волками» ушло в итоге $22 млн.
Невзгодам вопреки
Задолго до премьеры на постановщика обрушился шквал критики. Самомнение Костнера и до того многих раздражало, здесь же он прямо напрашивался на хорошую порку, ибо нарушил все негласные правила режиссера-дебютанта. Дебютант не должен снимать масштабные натурные проекты, работать с животными и детьми, использовать экзотические языки (лакота) и, главное — превышать бюджет!
Словом, все ожидали, что «Танцующий с волками» повторит грандиозную кассовую катастрофу вестерна Майкла Чимино «Врата рая» (1980). Каково же было изумление злопыхателей, когда кино Костнера только в США окупило себя шестикратно, а мировые сборы составили огромные $424,2 млн! Потом был водопад «Оскаров». А надо заметить: последним вестерном, признанным до того киноакадемиками лучшим фильмом, был «Симаррон» (1931). Вот так!
23.10.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015
|