Человек на Земле:
итоги Венецианского кинофестиваля
В сентябре завершил работу юбилейный, 75-й Венецианский кинофестиваль. Некоторое время мнилось, что симпатии жюри склоняются к байопику Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» про астронавта Нила Армстронга. Однако космос проиграл: для тех, кто вручал призы, люди на Земле оказались ближе...
Мексика снова рулит!
В итоге «Золотой лев» смотра в категории «Лучший фильм» ушел к мексиканцу Альфонсо Куароиу за буднично-прозаическую драму «Рома», лишенную звезд, к тому же черно-белую. Это безыскусное полуавтобиографическое кино о жизни семьи среднего класса в Мексике 70-х. Учитывая, что жюри в этом сезоне возглавил лауреат прошлого года Гильермо дель Торо, который давно дружит с Куароном, вердикт вызвал ворчание о «мексиканском» лобби на Мостре. Хотя оспорить качество самой ленты никто не решился.
Что касается гран-при жюри, его взяла историческая комедия нравов «Фаворитка» грека Йоргоса Лантимоса. Ранее снимавший довольно угрюмые ленты, здесь постановщик дал волю чувству юмора, живописуя соперничество двух аристократок (Рэйчел Вайс и Эмма Стоун) за внимание британской королевы Анны Стюарт. Картина также принесла «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль Оливии Колман, замечательно сыгравшей больную и капризную правительницу Англии.
Ну а «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль тоже оказался связав с историко-биографическим проектом. Премия досталась Уиллему Дэфо за созданный им в драме Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» центральный образ гениального голландского художника.
Дикий, дикий Вест
В этом году в Венеции внезапно были очень востребованы вестерны. Так, англоязычный кинодебют француза Жака Одиара «Братья Систерс» завоевал «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Это экранизация романа Патрика Девитта про парочку братьев — наемных убийц (Хоакин Феникс и Джон С.Райлли) с Дикого Запада, чье новое задание выливается для плохо ладящих героев в трагикомическую экзистенциальную одиссею с элементами фантастики.
Кроме того, награду за лучший сценарий отдали Итану и Джоэлу Коэнам за вестерн «Баллада Бастера Скраггса». Фильм с участием Тима Блейка Нельсона, Лиама Нисона, Зои Казан и Джеймса Франко представляет собой клубок из шести переплетенных между собой поучительных и ироничных историй времен освоения фронтира.
Что до специального приза жюри, то им одарили триллер австралийки Дженнифер Кент «Соловей», действие которого разворачивается на Тасмании в XIX веке. Итало-ирландка Эшлинг Франчози играет в нем молодую целеустремленную женщину, объявляющую вендетту британскому офицеру (Сэм Клафлин), каковой совершил тяжкое преступление против ее семьи. Честно говоря, подобное решение выглядит скорее данью политкорректности и феминизму, чем взвешенной оценкой. Тем более, премию имени Марчелло Мастроянни получил за участие в этом кино актер-абориген Байкали Ганамбарр, что пахнет закрытием лауреатской квоты на нацменьшинства.
А что же русские?
Российское присутствие в Венеции обозначила драма Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым в роли сибирского егеря, который, узнав, что неизлечимо болен, решает обмануть смерть весьма нетрадиционным способом. Лента не попала в основной конкурс и шла «вторым эшелоном» в программе «Горизонты». Увы, фирменная индифферентная игра Цыганова фестивальной публике не глянулась (хотя само произведение встретили тепло). Поэтому с трофеем осталась Наталия Кудряшова — ее поощрили за участие в «Человеке...» премией за лучшую женскую роль.
Ну и на том спасибо. В конце концов, многие мэтры и их опусы остались вообще ни с чем, в то время как их считали фаворитами смотра. Так, помимо «Человека на Луне» пролетел мимо статуэток гипнотический ведьминский хоррор Луки Гуаданьино «Суспирия» с Тильдой Суинтон и Дакотой Джонсон — искусно стилизованный ремейк одноименного шедевра Дарио Ардженто. Англичанин Пол Гринграсс попал в «молоко» с драмой «22 июля» про последствия масштабного теракта, устроенного в 2011 году в Норвегии Андерсом Брейвиком. Промахнулся и Майк Ли с исторической драмой «Бойня при Петерлоо» о кровавом разгоне военными в августе 1819 года мирной демонстрации в Манчестере.
Что ж, даже юбилейные фестивали не могут одарить призами всех, кто того заслуживает. В этом-то и смысл.
20.09.18
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|