Кинофестиваль в Венеции
с товарищем капитаном в бегах

11 сентября завершил свою работу 78-й Венецианский кинофестиваль. Из всех европейских киносмотров класса А он обычно наиболее благосклонен к лентам российских режиссеров. Но не в этот раз. Наши фипьммейкеры пролетели мимо призов, хотя у них, надо признать, были сильные соперники...
Галльский ренессанс
После того, как «Золотого льва» за лучший фильм на Мостре два года подряд получали американские фильмы («Джокер» и «Земля кочевников»}, в этом сезоне статуэтка осталась в Европе. Главную награду форума вручили французской драме «Событие» Одри Диван про студентку, пытающуюся сделать подпольный аборт. Занятный факт: французы хоть и часто брали сей трофей в славном далеком прошлом (только в 80-х четыре раза!), не завоевывали его уже четверть века.
Гран-при жюри во главе с оскароносным режиссером Поном Джун-хо («Паразиты») предпочло отдать хозяевам фестиваля. Лауреатом стал Паоло Соррентино с драмой «Рука Бога» — ностальгическим ретро про взросление парнишки в Италии 80-х, основанном на личных переживаниях постановщика. А сыгравший в картине юный актер Филиппе Скотти получил премию Марчелло Мастроянни.
Что касается «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, то его завоевала новозеландка Джейн Кэмпион за психологическую драму «Власть пса». Бенедикт Камбербэтч играет в ней мужчину, который чувствует себя преданным, когда его брат (Джесси Племонс) приводит на их ранчо жену (Кирстен Данст), и начинает всячески отравлять невестке жизнь.
Материнские сердца
А как насчет актерских достижений? «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль достался Пенелопе Крус, которая сыграла в драме «Параллельные матери» Педро Альмодовара — истории о двух женщинах, и без того похожие судьбы которых тесно переплетаются после знакомства в родильном отделении. Ну а «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль унес филиппинец Джон Арсилья. Актер мощно выступил в триллере Эрика Матти «На работе: Пропавшие 8» про журналистское расследование на тему привлечения коррумпированными копами заключенных в качестве киллеров.
Призом за лучший сценарий была отмечена американка Мэгги Джилленхол. Мы знаем ее больше как актрису, а в Венецию она привезла свой полнометражный режиссерский и сценарный дебют «Пропавшая дочь», повествующий о матери, чьи вроде бы глубоко погребенные тайны прошлого начинают внезапно о себе напоминать.
Наконец, специальным призом жюри наградили Микеланджело Фраммартино, снявшего «Дыру» — приключенческую драму о молодых спелеологах, исследующих одну из самых глубоких пещер в мире.
Слово Восточной Европе
В программе «Горизонты», дополняющей основной конкурс, счастливый билет вытянули литовские «Паломники». В этой драме Лауринаса Барейши, признанной лучшим фильмом, рассказывается о том, как ужасное прошлое порой отбрасывает такую густую и мрачную тень на настоящее, что в ней невозможно нормально жить.
Нельзя не упомянуть о почетных призах Мостры. «Золотых львов» за вклад в кинематограф получили итальянец Роберто Бениньи, взявший в свое время «Оскара» за трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997), и американка Джейми Ли Кертис, звезда знаменитой хоррор-франшизы «Хэллоуин».
А специальную премию Луиджи Ди Лаурентиса «Лев Будущего» завоевала румынская драма Моники Стэн и Георге Чипер-Лиллемарка «Чистая» про девушку-наркоманку (Ана Думитраску) с обманчиво невинным лицом, которая попадает в реабилитационную клинику и вызывает волнения среди пациентов.
Российская лепта
Осталось упомянуть о двух российских лентах, которым не свезло вернуться из Венеции с наградами. В основном конкурсе ставка была на фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» — про силовика из довоенного СССР (Юра Борисов), который из винтика репрессивной машины сам превращается в репрессированного. Кино специфическое, неудивительно, что жюри не просекло фишку; в нем Советский Союз 1938 года намеренно мифологизирован в духе ранних романов Владимира Сорокина, в кадре есть место мистике и ретрофутуризму. Ну а в секции «Горизонты Экстра» участвовала драма Владимира Битокова «Мама, я дома» с тем же Юрой Борисовым в роли молодого парня, отправляющегося на войну в Сирии. Его мать, которой однажды приходит известие о гибели сына, сыграла в картине Ксения Раппопорт.
22.07.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|