Бархатный сезон:
итоги Венецианского кинофестиваля
7 сентября завершил работу 76-й Венецианский кинофестиваль, который подкинул синефилам неслабый сюрприз. Главным лауреатом смотра стала лента, считавшаяся слишком коммерческой для того, чтобы получить «Золотого льва» за лучший фильм. А один из фаворитов конкурса вообще остался без призов.
Темный Феникс
Итак, «Золотой лев» в категории «Лучший фильм» достался «Джокеру» Тодда Филлипса — буквально через несколько дней после того, как наш министр культуры безапелляционно сравнил любителей комиксов с дебилами. Занятно, что же он думает теперь, когда драма про рождение злейшего врага Бэтмена, отмеченная великолепной игрой Хоакина Феникса в титульной роли, получила награду старейшего международного кинофорума мира? Впрочем, это решение поразило даже тех, кто не имел никаких предубеждений против «Джокера», больше напоминающего работы Мартина Скорсезе чем супергеройский боевик.
А вот Гран-при жюри взяла картина, на которую ставили многие: историческая драма Романа Поланского «Офицер и шпион» — про громкое «дело Дрейфуса» 1894 года, в ходе которого на основании антисемитской клеветнической кампании был обвинен в измене Франции офицер еврейского происхождения. Дрейфуса сыграл Луи Гаррель. Надо сказать, Поланский на премьере и вручении трофеев не присутствовал, ибо над ним висит угроза экстрадиции в США по обвинению в совращении несовершеннолетней, а итальянские власти вполне могли его передать американцам.
Кризис буржуазного общества
Швед Рой Андерссон, снимающий философско-трагикомические притчи о жизни (с элементами бытового сюра), довольно предсказуемо заработал «Серебряного льва» за режиссуру. Его новый фильм держит тот же курс, что и предыдущие, повествуя о величии и банальности человеческого существования в специфическом именно для этого постановщика ключе — с нарративом, напоминающим сновидение.
Приз за лучший сценарий, как полагали искушенные киноманы, уйдет к разговорной драме Ноя Баумбаха «Брачная история» про разводящуюся пару, в которой роли супругов исполнили Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер. Но понравившийся многим опус ветерана жанра мамблкор красиво пролетел мимо премий. За лучший сценарий отметили гонконгского режиссера Юньфаня, выступившего в Венеции с мультфильмом «Дом 7 по Черри Лейн» — историей про студента-репетитора, который влюбляется разом в девушку-подростка и ее мать.
Ну а «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль получил Лука Маринелли, звезда итальянской экранизации романа Джека Лондона «Мартин Идеи» от Пьетро Марчеллю, автора нашумевшей в свое время «Пасти волка» (2009). Это важный для фестиваля момент. Иден — благородный и честный человек, не способный жить в буржуазном обществе, и то, что жюри выдало награду за создание такого образа, тянет на небольшую революцию.
А вот с «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль, возможно, случился промах. Его вручили довольно неприметной француженке Ариане Аскарид, сыгравшей в драме Робера Гедигяна «Молитва во имя Бога» мать семейства, вынужденную героически решить проблемы своих бестолковых детей.
Внезапно: Донбасс
Что касается специального приза жюри, то его отдали документальной ленте «Мафия уже не та, что раньше» итальянца Франко Мареско. В основу этой работы легли интервью с жителями Сицилии о событиях 25-летней давности, когда были убиты известные адвокаты, боровшиеся с организованной преступностью.
Наконец, Тоби Уоллес заработал приз Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер — за роль колоритного драгдилера, в которого влюбляется девушка из хорошей семьи, в комедии «Молочные зубы» австралийки Шеннон Мерфи.
Российских лент в этом году в конкурсной программе не было, если не считать грузино-российского проекта «Преступный человек» Дмитрия Мамулия, попавшего в программу «Горизонты», — драмы о свидетеле преступления, который становится одержим личностью жертвы. Впрочем, никаких наград картина не получила.
Победу в секции «Горизонты», к слову сказать, одержал украинский фильм, что тянет на политическое высказывание со стороны жюри. Ведь речь в «Атлантиде» Валентина Васяновича идет о Донбассе 2025 года, ставшем непригодной для жизни территорией после того, как украинцы якобы вернули его под свой контроль. Ну надо же какие у людей планы...
14.09.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|