История игрушек:
20 лет со дня премьеры
В истории кино хватает признанных шедевров, но ленты, устраивающие при этом еще и революцию в индустрии, встречаются неизмеримо реже. 22 ноября 1995 года в прокат вышел проект, которому удалось совершить настоящий переворот в анимации — первый полнометражный компьютерный мультфильм «История игрушек»....
Рука Стива Джобса
В середине 90-х годов компьютерная графика перестала быть диковинкой, однако оставалась трудоемкой забавой энтузиастов, готовых тратить по несколько часов на рендеринг одного кадра. Рекламные ролики и короткометражки в полигональном 3D выходили редко, а на полный метр всерьез никто не замахивался.
То есть никто, кроме разработчика программного обеспечения Джона Лэсситера, завоевавшего «Оскар» с 3D-миниатюрой «Оловянная игрушка» (1988) и лелеявшего
планы сиять на ее основе большое кино. Студия «Дисней» оценила его новаторскую технику, но опасалась вкладываться в ее развитие. В связи с ренессансом традиционной анимации, приведшим к выпуску таких хитов, как «Красавица и Чудовище», «Аладдин» и «Король Лев», целесообразность инвестиций в компьютерную мультипликацию не казалась бесспорной.
К счастью, проект поддержал Стив Джобс, которому принадлежала доля в лэсситеровской студии Pixar. Его чутье на успешные идеи сработало безупречно: поверив в потенциал картины, он выбил из студии $17 млн на съемки.
Фальстарт
Создание будущего блокбастера шло трудно. Неопытный Лэсситер послушал продюсера Джеффри Катценберга и нашпиговал сценарий взрослыми шутками, дабы сделать кино универсальным по возрастным параметрам. В итоге ковбой Вуди получился в изначальном варианте циником и тираном, а гэги оказались слишком жестки по меркам семейного развлечения.
Показ чернового варианта готового материала осенью 1993 года завершился катастрофой. «Шишки» из «Дисней» хором объявили картину несмотрибельной и остановили съемки. Спасти «Историю игрушек» удалось с помощью срочной переделки сценария под детскую аудиторию и перезапуска сызнова, что увеличило стоимость проекта до $30 млн. Удивительно, но имевшиеся в наличии у Pixar 27 аниматоров стоически вынесли этот удар и в несколько месяцев перерисовали весь фильм, используя 137 серверных станций, обрабатывавших один кадр за 4-13 часов. В целом, над лентой работало лишь 110 человек, в то время как команда «Короля Льва», к примеру, насчитывала 800 специалистов при бюджете в $45 млн.
Первый блин
Поскольку процесс озвучания, как это часто водится в анимации, происходил до съемок, занятым в нем актерам пришлось перезаписать свои реплики, когда на полдороге сменилась концепция. Том Хэнкс, голосом которого говорит Вуди, что характерно, был изначальным выбором Лэсситера на эту роль. А вот с астронавтом Баззом Светиком пришлось повозиться. Билли Кристал и Чеви Чейз отказались от этой чести (о чем впоследствии страшно жалели). Билл Мюррей и Джим Кэрри были согласны, но просили слишком большой гонорар, так что, в итоге, работу получил популярный на ТВ, но в кино не шибко успешный и оттого менее «дорогой» Тим Аллен.
По ходу создания «Истории игрушек» случилась накладка с ее форматом. Аниматоры закладывали стандартный кадр 1536 на 922 пикселей, соответствовавший архаичной размерности 1,66:1. Экраны же кинотеатров давно стали по-настоящему широкими, так что пришлось подрезать картинку таким образом, чтобы получились более современные 1,78:1, а потом ее еще раз сузили по вертикали до 1,85:1.
Ноябрьская революция
Несмотря на инцидент с перезапуском, на «Уолт Дисней» проект продолжали считать перспективным. Благо уже за полгода до премьеры он, фактически, окупился из-за маркетинговых контрактов на $125 млн, которые студия заключила с рядом гигантов индустрии вроде PepsiCo и Burger King на взаимную рекламу.
И прокат не подкачал. «История игрушек» с ее высоко оцененным критиками сценарием (он даже был номинирован на «Оскар» — впервые в истории анимации!) и передовой цифровой графикой снесла крышу зрителям на раз. Со $192 млн домашних сборов (и $362 млн мировых) она стала самым кассовым фильмом 1995 года. А потом лента получила специальный «Оскар». Но самое главное — после такого триумфа все кинулись делать компьютерную анимацию. Которая в течение десяти лет вытеснила обычную на кассовую обочину, навсегда изменив вкусы и предпочтения публики.
14.11.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015
|