Голливуд бастует:
последствия и прогнозы

Громадная фабрика по производству фильмов и сериалов переходит в режим локдауна — более жесткого, чем пандемийный. Впервые с 1960 года в Голливуде одновременно бастуют сценаристы и актеры. С чего все началось, что конкретно происходит и чем это обернется — читайте в нашем материале...
Предпосылки кризиса
Хотя коронавирусное поветрие нанесло огромный ущерб многим отраслям, в том числе кинобизнесу, в итоге оно оказалось для авторов экранного контента благом. Запертые в домах граждане резко подняли уровень потребления фильмов и сериалов. В ответ студии нарастили производство, вал инвестиций привел к появлению вала новинок (особенно на стримингах).
Но пандемия закончилась, государства свернули дотации сидевшим в карантине людям, а нагрянувшая рецессия вкупе с инфляцией выдула из карманов обывателей лишние деньги. Создатели контента столкнулись с кризисом перепроизводства на фоне сильного падения рентабельности своих проектов. Тонущий в грандиозном потоке полнометражных лент и многосерийных шоу, вынужденный экономить потребитель перестал ходить в мультиплексы и начал отказываться от подписок на потоковые сервисы.
Разумеется, боссы студий и стримингов, столкнувшиеся с серьезными убытками, стали урезать бюджеты, увольнять сотрудников, а те, кто еще не потерял работу, обнаружили, что им придется пахать больше за ту же зарплату — если не за меньшую. И все это в условиях постоянного роста цен.
Война начинается
В мае первыми забастовали сценаристы (более 11500 человек) — самая уязвимая и наименее щедро оплачиваемая творческая прослойка в индустрии развлечений. Они потребовали увеличения отчислений от потокового мультимедиа (до $429 млн в год) и ограничения использования искусственного интеллекта в создании сценариев вместо живых драматургов. Плюс кое-какие бонусы по части пенсионных начислений и медстраховки.

Альянс продюсеров предложил бастующим финансовые отчисления только до $86 млн, а прочие пункты и вовсе проигнорировал. Так что забастовка продолжается, из-за чего множество проектов поставлено на паузу.
Стратегия продюсеров проста: дождаться осени, когда, по их расчетам, сценаристы в массе своей проедят накопления, критически обеднеют и примут невыгодные условия больших боссов. Драматурги же надеются, что к осени их оппонентам будет нечем заполнять кинозалы и стриминги, и продюсерам из-за угрозы студийных банкротств придется стать сговорчивее. Иными словами, каждая из сторон надеется пересидеть другую.
Честно говоря, шансы сценаристов победить крупных шишек выглядели не очень. Но 14 июля парни получили мощное подкрепление: забастовали голливудские актеры — все 160 тысяч человек. И вот это уже серьезно. Если имена кино- и теледраматургов мало кому что говорят, то без физиономий звезд на афишах контент не продашь. Требования этой группы примерно такие же: повышение выплат от потокового мультимедиа и ограничения на использование искусственного интеллекта для имитации облика артистов и их игры.
Первые потери
Некоторые негативные эффекты от двойной забастовки проявятся не сразу, но часть из них видна уже сейчас. Так, в одночасье прервались съемки всех больших студийных проектов. На паузу поставлены такие потенциальные блокбастеры, как «Мортал Комбат 2», «Гладиатор 2», «Дэдпул 3», «Миссия: невыполнима 8», «Блэйд», «Апогей», «Громовержцы», «Аватар 3». Приостановлена работа над новыми сезонами сериалов «Уэнсдэй», «Одни из нас», «Эйфория», «Рассказ служанки» и других.
А еще голливудские актеры по правилам профсоюза теперь не имеют права рекламировать свои фильмы и сериалы, а также посещать официальные публичные мероприятия. Например, устроители премьеры биографической драмы Кристофера Нолана «Оппенгеймер» были вынуждены пойти на уловку, чтобы звезды картины все-таки попали на красную дорожку. Шоу сдвинули на час раньше объявленного времени забастовки. Актеры покрасовались перед камерами, но демонстративно убыли прочь, как только наступила пора блюсти солидарность с коллегами.
Соответственно, под удар угодили такие события в мире шоу-бизнеса, как КомикКон, кинофестивали и вручения премий. Особенно это касается намеченной на 18 сентября церемонии награждения премиями «Эмми» — без участия сценаристов и актеров она теряет всякий смысл.
Проблемы нарастают
Из-за продолжающей сотрясать Голливуд забастовки актеров и сценаристов организаторам грядущего Венецианского кинофестиваля пришлось сменить фильм открытия. Изначально в этом качестве должна была выступить спортивно-психологическая драма Луки Гуаданьино «Претенденты» с Зендеей. Однако американцы отказались поддержать картину на форуме, так что в опенинге старейшего киносмотра мира покажут итальянский триллер о подводниках времен Второй мировой войны «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса с Пьерфранческо Фавино.

Что касается обычного проката, то крупные студии уже начали задумываться о переносе премьер своих блокбастеров, требующих для раскрутки участия звезд, на более поздние сроки. Первой не выдержала Sony Pictures, сдвинув выход «Крэйвена-охотника» с 6 октября этого года на 30 августа 2024-го, а следующих «Охотников за привидениями» с 20 декабря на 29 марта 2024-го. Warner Bros., похоже, готовится перекинуть на следующий год «Дюну 2» и «Аквамена 3». Walt Disney перенес выпуск «Аватара 3» с 20 декабря 2024-го на 19 декабря 2025-го и примеривается снести с осени на весну комикс «Капитан Марвел 2».
Панике поддались и компании помельче. Например, студия Searchlight готовит релиз сюрреалистической фантазии Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун 8 декабря вместо 8 сентября. А черная комедия Итана Коэна «Красотки в бегах» с Маргарет Куэлли и Мэттом Дэймоном выйдет не этой осенью, а 23 февраля 2024 года.
Оставленные лазейки
Тем не менее, все не так плохо, как может показаться. Профсоюзы актеров и сценаристов, заморозившие производство больших коммерческих лент, разрешили своим членам продолжить работу в независимых малобюджетных картинах. А таких сейчас (на разных стадиях продакшна) насчитывается более сотни.
Есть шансы и для крупных проектов. Их можно снимать в Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии с участием лиц, не входящих в американские гильдии актеров и сценаристов. Благодаря такой лазейке, к примеру, на площадке второго сезона фэнтези-сериала «Дом Дракона» по-прежнему кипит работа. Ведь в нем заняты преимущественно англичане, входящие в местный профсоюз, протестной деятельностью не охваченный. Если забастовка затянется надолго, продюсеры наверняка усилят производство контента на базе кинокомпаний Европы — с привлечением тамошних знаменитостей.
Еще большей свободой маневра по этой части обладают стриминги. Тот же Netflix просто нарастил закупки иностранных сериалов: французские, немецкие, корейские, японские, индийские шоу в каталоге онлайн-платформы серьезно потеснили доморощенную продукцию, порой оказываясь куда популярнее англоязычных телехитов (пример «Игры в кальмара», надеюсь, никто не забыл?).
Перспективы
Ирония ситуации в том, что обе стороны конфликта отчаянно хотят договориться, но вынуждены изображать непреклонность. Актеры и сценаристы сидят без работы и теряют деньги, по и продюсеры сидят без работы и тоже теряют деньги. Первые надеются, что оппоненты прогнутся, так как потери тех в абсолютном выражении больше: бизнес в простое, издержки растут, банкротство гигантов индустрии все ближе. Продюсеры же считают, что уступить должны их наемные работники, поскольку объективная реальность такова, что финансовые ресурсы студий находятся ныне в самом плачевном состоянии за много лет и поднимать выплаты не с чего.
И уже неважно, что именно руководство студий, которое пустило на ветер миллиарды долларов ради дорогих, но концептуально ущербных проектов с ЛГБТ и транс-уклоном, расовыми квотами и прочей отвергаемой большинством зрителей «прогрессивной повесткой», виновато в сложившейся ситуации. Продюсеры не смогут это исправить, даже надев вериги, удалившись в монастырь и раздав свои миллионы нищим творцам. Этот кризис из числа концептуальных, чреватых революцией. Тех самых, в которых «верхи не могут, низы не хотят».
Несколько дней назад пришло известие, что продюсеры таки решили возобновить переговоры с актерами и сценаристами. Что дает нам надежду на достижение хотя бы временного компромисса. Ибо аналитики говорят, что если стороны не установят мир до 1 сентября, начнется коллапс существующей голливудской системы. А если война продлится до Рождества, этот коллапс станет необратимым.
05.08.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|