Лауреаты премии Петербургской Федерации Кинопрессы
Награды всякие нужны, награды всякие важны. Пусть существующая всего несколько лет премия Петербургской Федерации Кинопрессы по статусу «Ники» с «Золотым Орлом» пониже — нам она, понятно, ближе. А результаты голосования по ней — в сравнении с недавними решениями отечественных киноакадемиков, — пожалуй, и выглядят более вменяемыми. Судите сами...
Призраки прошлого
Суровые критики и обозреватели Северной столицы, как и в предыдущие разы, выказали стойкую любовь к арт-хаусу и погнушались коммерческими лентами. Пусть Москва чествует гламурного «Монгола» и экспортную «духовку» «12» — Питер выбрал лучшим российским фильмом «Груз 200» Алексея Балабанова, жесткое и отрезвляющее напоминание любителям помечтать о возвращении Советской империи, какого жуткого зомби они зовут из могилы. Под стать ему лучшая зарубежная картина — «4 месяца, 3 недели и 2 дня» румына Кристиана Мунджиу о трагедии всеобщего падения нравов в эпоху загнивающего тоталитаризма.
От признанной лучшим дебютом криминальной драмы «Прощай, детка, прощай» Бена Эффлека — экранного воплощения известной максимы о благих намерениях и дороге в ад — тоже не веет оптимизмом. Впрочем, мрачную атмосферу скрашивает лучший анимационный фильм, трогательная короткометражная зарисовка лауреата «Оскара» Александра Петрова «Моя любовь».
Северный акцент
Отметим, что упомянутый выше Балабанов оказался одним из двух постановщиков, записавших в актив более одной победы. Еще одна премия ПФК досталась ему за лучшую книгу о кино петербургского автора («Груз 200» и другие сценарии»).
Другой счастливчик — неизменный фаворит критики Александр Сокуров, награжденный за режиссуру {«Александра») и лучший неигровой фильм {«Элегия жизни. Ростропович. Вишневская»).
Лучшими актерами по итогам голосования признаны немец Ульрих Мюэ («Жизнь других») и британка с русскими корнями Хелен Миррен («Королева»). Лучший сценарий обнаружился у Пола Хэггиса и Ирис Ямамото («Письма с Иводзимы»), а лучшую музыку сочинил Клинт Мэнселл («Фонтан»). В категории же «лучший оператор» не было равных Михаилу Кричману («Изгнание»). Наконец, как «событие года» названа ретроспектива «черной серии» польского документального кино.
P.S. Предупреждая возможный вопрос о том, почему в списке нет актуальных «оскаровских» лауреатов, напомним: премия ПФК вручается по итогам минувшего сезона в нашем прокате, а «Нефть», «Джуно» и т.д. вышли в России лишь в этом году.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" №18 (566), 30.04.08
|