«Золотой орел»-2015:
послесловие и послевкусие
Главный вопрос церемонии вручения кинонаград «Золотой орел», прошедшей в минувший уик-энд, сформулировался предельно четко: «Солнечный удар» или «Левиафан»? И хотя критики обоим фильмам достался вагон и маленькая тележка, всем было ясно, что битва за большую часть призов развернется именно между ними...
Дуумвират года
Если у киноманов и имелись опасения, что Никита Сергеевич Михалков аккуратно приберет все самые значимые трофеи, а картине Андрея Звягинцева оставит крошки с барского стола, они не оправдались. Как бы высоко ни ценил постановщик «Солнечного удара» свое детище, он все же соблюдает правила игры и не дает оппонентам шанса упрекнуть себя в давлении на киноакадемиков с целью оформить значительный наградный перевес в свою пользу.
Да, его живописное ретро про Россию, которую мы потеряли, выиграло больше всех статуэток — пять, в том числе за лучший фильм (что весьма спорно), плюс премии за лучшие декорации, костюмы, музыку (Эдуард Артемьев) и операторскую работу (Владислав Опельянц). Но и «Левиафан» выступил на высоте: четыре «Золотых орла», включая призы за лучшие режиссуру, женскую роль (Елена Лядова), мужскую роль второго плана (Роман Мадянов) и монтаж. И все это — на фоне очевидного недовольства в «патриотически ориентированных» СМИ, неустанно ругающих ленту Звягинцева за «очернение российской действительности».
С точки зрения оценки профессиональных заслуг придраться к дипломатичному вердикту киноакадемиков сложно — разве что, как отмечалось выше, «Солнечный удар» все же не тянет на титул лучшего российского фильма года. Увы.
Никого не забыли?
Вообще же 13-я по счету церемония раздачи «Золотых орлов» оказалась менее одиозной в части определения лауреатов, чем можно было бы предположить. Наряду с заслуженными артистами среди награжденных хватало перспективных молодых кинематографистов. К примеру, за лучшую мужскую роль вручили статуэтку 76-летнему ветерану Александру Збруеву («Кино про Алексеева»), а за лучшую женскую роль второго плана — дебютантке в российском кино, чудесной 33-летней актрисе Северии Янушаускайте («Звезда»).
Любопытно, что получившая на Венецианском фестивале «Серебряного льва» за режиссуру деревенская повесть Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» удостоилась лишь статуэтки за лучший сценарий. А новый фильм Станислава Говорухина «Weekend» разжился только премией за лучший звукомонтаж — при том, что сам Станислав Сергеевич, в итоге, был отмечен специальным призом за вклад в развитие кинематографа. Еще один особый приз с формулировкой «За искренность!» вручили 26-летнему режиссеру Ивану Твердовскому, заслужившему уважение маститых профи своим дебютом — впечатляющей драмой взросления «Класс коррекции».
Лучшим анимационным фильмом назвали «Иван-царевич и Серый волк 2» (не самый, правду молвить, сильный мульт, но на общем безрыбье, как говорится, и рак — рыба). Лучший неигровой проект — документальная лента «Янковский» Аркадия Когана. Ну а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате стал понравившийся абсолютно всем «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона.
Январская «Оттепель»
Что касается телевизионных номинаций, то тут обошлось совсем без сюрпризов, ибо фавориты определились еще на подступах к голосованию. Главным бенефециаром «Золотого орла» (три трофея) вполне предсказуемо стало душевное ТВ-ретро Валерия Тодоровского «Оттепель». Этот 12-серийный проект был признан лучшим сериалом, а сыгравшие в нем Евгений Цыганов и Виктория Исакова — лучшими телеактером и телеактрисой соответственно.
Титул же лучшего телефильма обрела 4-серийная экранизация романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы», снятая Владимиром Хотиненко. Забавно, что три года назад тот же режиссер получил аналогичную награду за 8-серийный проект «Достоевский». Чувствуется определенная конгениальность ситуаций, верно?
Вообще же стоит отметить, что в целом уровень теленовинок минувшего сезона оказался довольно низким, поэтому «Оттепель» вкупе с «Бесами», не будучи шедеврами, так легко победили соперников. Кризис кризисом, но каналам все-таки нужно прилагать больше усилий к производству качественного сюжетного контента, а не тратить все деньги на бесконечные певческие и юмористические шоу.
30.01.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015
|