Ампир во время чумы:
«Золотой орел»-2021
22 января состоялась 19-я по счету церемония вручения российских кинонаград «Золотой орел». Как и предрекали эксперты, больше всего трофеев досталось помпезному «Союзу Спасения». Однако главный приз вручили действительно сильному фильму, который еще не вышел в широкий прокат...

Прошлое не отпускает
Сначала все-таки пару слов об успехах исторической драмы Андрея Кравчука про восстание декабристов. Ампирный «Союз Опасения» не особо понравился ни державникам, ни либералам, так как изложил разногласия между косным самодержавием и свободолюбивым дворянством языком мелодраматических клише. Однако технически он был снят здорово, поэтому забрал 7 статуэток: за лучшие мужскую роль второго плана (Александр Домогаров), операторскую работу (Игорь Гринякин), декорации, костюмы, звукорежиссуру, грим и спецэффекты.
Тем не менее, наши киноакадемики вполне отдавали себе отчет, что дорогой блокбастер с «мыльным» привкус сом не может претендовать на премию за лучший фильм. Так что она ушла к тяжелой, но мощной черно-белой драме Андрея Зайцева «Блокадный дневник». В основе ее лежат воспоминания поэтессы Ольги Берггольц, писателя Даниила Гранина и многих других людей о первой, самой тяжелой блокадной ленинградской зиме. Режиссер утверждает, что все события в его картине имели место на самом деле, ничего не придумано.
Также «Блокадный дневник» завоевал «Золотых орлов» за лучшие женскую роль (Ольга Озоллапиня) и сценарий (Андрей Зайцев). Напомним, что ранее лента получила приз за лучший фильм Московского кинофестиваля «Золотой Святой Георгий».
Биографии в приоритете
Еще одно черно-белое кино — «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского — хоть и поехало от нас на «Оскар», удостоилось от российских киноакадемиков только одной награды. История о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году взяла премию за лучшую режиссуру.
Статуэтку за лучшую мужскую роль отдали молодому, подающему большие надежды и харизматичному Юре Борисову («Калашников») — выглядит это больше как аванс на будущее, но не будем придираться. А лучшая женская роль второго плана обнаружилась в музыкальной Трагикомедии «Лёд 2»: Мария Аронова вполне заслужила приз за свое участие в фильме, вопросов нет.
Лучшим анимационным проектом была названа 13-минутная короткометражка Дмитрия Геллера «Хозяйка Медной горы». Это не экранизация сказки Павла Бажова, а весьма артхаусная фантазия по мотивам уральских сказов.
За лучшую музыку в фильме отметили Юрия Потеенко, написавшего проникновенный саундтрек к «Доктору Лизе», истории из жизни филантропа Елизаветы Глинки (1962-2016). А «Золотой орел» за лучший монтаж упал в копилку «Стрельцова» — в целом неудачной биографической ленты про звезду советского футбола, которую делает смотрибельной именно монтаж спортивных экшн-сцен.
Лучшим неигровым проектом стал документальный фильм Виктора Ткачева «Пространство стиха: Борис Слуцкий» о жизни поэта-фронтовика. Лучший короткометражный фильм — «One Mango, Please» Надежды Михалковой. Это 14-минутная зарисовка о гастарбайтерше из Таиланда, приехавшей на заработки в Россию.
Наконец, лучшим зарубежным фильмом в российском прокате киноакадемики назвали батальный эпик Сэма Мендеса «1917» о Первой мировой войне.
Извлечение из «ящика»
Что касается телевизионных проектов, то в данной категории основной успех пришелся на долю драмы «Триггер» про психолога, решающего проблемы клиентов с помощью шоковой терапии. Теленовелла Дмитрия Тюрина, снятая с оглядкой на «Доктора Хауса», взяла призы за лучший сериал (более 10 эпизодов) и лучшую мужскую роль на ТВ (Максим Матвеев).
Лучшим же телефильмом или мини-сериалом (до 10 эпизодов) оказался «Одесский пароход». Что довольно странно, поскольку комедия Сергея Урсуляка по мотивам миниатюр Михаила Жванецкого заслужила в свой адрес уйму критики. Видимо, на вердикт академиков во многом повлиял недавний уход из жизни знаменитого одесского сатирика и юмориста.
Ну а за лучшую женскую роль на ТВ наградили Светлану Немоляеву, которая засветилась в комедийном сериале «Дипломат».
Осталось добавить, что почетный «Золотой орел» за вклад в кинематограф получила актриса, сценаристка и режиссер, народная артистка Российской Федерации Светлана Дружинина («Гардемарины, вперед»!).
31.01.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|