Премия «Ника»-2019:
«Лето» посреди весны
В Москве прошла 32-я по счету церемония вручения премий Российской академии кинематографических искусств. Фаворитом церемонии было черно-белое ретро Кирилла Серебренникова «Лето» — и фильм в самом деле собрал впечатляющий урожай наград. Однако главный приз достался другой картине...
Громкое эхо войны
«Лето» — кино про молодых Виктора Цоя и Майка Науменко — стало рекордсменом «Ники» всех времен по числу номинаций: их у него двенадцать. И все же проект сумел реализовать только треть из них. Музыкально-ностальгическая драма завоевала четыре статуэтки: за лучшую режиссуру, звукорежиссуру, монтаж и в категории «Открытие года» (Рома Зверь в роли Науменко). Что любопытно, премии за монтаж прежде почему-то не вручались, это весьма значимое нововведение.
Тем не менее, лучшим фильмом киноакадемикм признали драму Алексея Федорченко «Война Анны» — взгляд чудом избежавшей гибели еврейской девочки на фашистскую оккупацию в советской Украине. Этой же ленте досталась награда за лучшую женскую роль. Приз получила дебютантка в кино, 9-летняя актриса Марта Козлова.
Высочайшую результативность продемонстрировала драма Сергея Ливнева «Ван Гоги», победившая во всех четырех номинациях, в которых эта классическая история возвращения человека в отчий дом после очень долгого отсутствия и была выдвинута. Алексей Серебряков взял «Нику» за лучшую мужскую роль (правда, поделил ее с Евгением Цыгановым, сыгравшим в драме «Человек, который удивил всех»), а Елену Кореневу отметили за лучшую женскую роль второго плана. Также призы получили Юрий Клименко за лучшую операторскую работу и композиторы Леонид Десятников и Алексей Сергунин за лучшую музыку к фильму.
От Толстого до Довлатова
Возвращаясь к картине Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» о сибиряке, онкологически больном, избирающем крайне экстравагантный способ избавиться от недуга. Помимо Цыганова киноакадемики наградили Юрия Кузнецова за лучшую мужскую роль второго плана в этом кино.
Две «Ники» заработала и лента Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Историко-биографическая драма с молодым Львом Толстым в качестве одного из центральных персонажей отмечена за лучший сценарий и лучшие костюмы.
А вот «Довлатов» — другой байопик с известным писателем в центре сюжета — выступил значительно слабее, чем ожидалось. Семидесятническое ретро Алексея Германа-младшего было награждено лишь в номинации «Лучшая работа художника».
Что касается звания лучшего фильма стран СНГ, Грузии и Балтии, то в этой категории золоченый трофей ушел к белорусскому проекту. Приз получила трагикомедия Дарьи Жук «Хрусталь» на тему стремления к свободе, выдвигавшаяся от страны на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Лучшим же неигровым фильмом киноакадемики признали любопытный экскурс в советский кинематограф 60-70-х годов «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» режиссера Андрея Осипова.
Наконец, «Нику» за лучший анимационный фильм вручили Левану Габриадзе за 62-минутный артхаусный мультфильм «Знаешь, мама, где я был?», снятый по мотивам детских воспоминаний и рисунков отца режиссера — сценариста, художника, директора Театра марионеток Резо Габриадзе.
И напоследок...
Ну а главными неудачниками церемонии стали два фильма. Во-первых, драма Наталии Мещаниновой «Сердце мира» про ветеринара, хорошо находящего общий язык с животными и плохо — с людьми, ранее удостоенная Гран-при Кинотавра. Во-вторых, молодежная драма Александра Горчилина «Кислота» на тему теперешней жизни людей, рожденных в «святые» 90-е. Первая работа претендовала на три «Ники», вторая на две, но обе ленты остались без каких-либо наград.
Осталось добавить, что специальный приз совета Академии «За творческие достижения в области телевизионного кинематографа» завоевал комедийный сериал Семена Слепакова и Петра Буслова «Домашний арест» с Павлом Деревянко в роли крупно проштрафившегося перед законом чиновника.
Также необходимо упомянуть, что премия «Честь и достоинство» досталась режиссеру-ветерану Отару Иоселиани («Жил певчий дрозд», «Фавориты Луны», «Шантрапа»). А почетную награду «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» вручили кинокритику, кандидату искусствоведения Ирине Рубановой.
04.04.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|