«Ника»-2009:
Пир во время скандала
Раскол в Союзе кинематографистов добавил перцу в без того напряженные отношения двух отечественных киноакадемий. Стремление «Ники» дистанцироваться от «Золотого орла» порой доходило до абсурда, однако полярные вкусы позволяли конкурирующим концессиям почти не пересекаться по части наградных списков. Но в этом сезоне партия Никиты Михалкова подложила команде Юлия Гусмана нежданную свинью...
Дикая подстава
Внезапно лучшим фильмом на «Золотом орле» была признана лента Михаила Калатозишвили «Дикое поле» — по всем признакам, явный клиент «Ники». А шедший в любимчиках патриотичный «Адмиралъ» пусть и собрал больше премий, но, в массе, второго ряда. Сюрприз!
В отличие от помпезной колчаковщины, фаворита российских критиков «Ника» игнорировать не могла, посему без совпадений оценок не обошлось. Минимальных, правда. В итоге, «Дикое поле» получило 4 награды — за лучшие мужскую роль (Олег Долин), мужскую роль второго плана (Роман Мадянов), сценарий (Пётр Луцик, Александр Саморядов) и музыку (Алексей Айги). Из них совпали с вердиктом «Золотого орла» только две последних позиции.
Танцуют все
В остальном, сценарий «Ни-ки» был предсказуем: раздать серьги тем сестрам, что остались без подарков у Михалкова. Тем не менее распределение трофеев не может не вызывать вопросов. Например, решение киноакадемиков назначить лучшим фильмом мюзикл «Стиляги». Да, фильм Валерия Тодоровского хорош, и все же завоеванные им также призы за костюмы, работу художника и звукорежиссуру выглядят более адекватными.
Вообще, ситуация сильно напоминает «оскаровскую», когда американцы предпочли закидать наградами оптимистичного «Миллионера из трущоб» и опустить мрачноватых «Рестлера» с «Бенджамином Баттоном». Но какое имеет отношение к выяснению лучших из лучших желание сделать зрителям прививку от депрессии?
Такая германика
Занятно получилось с теми лауреатами, кто имел счастье обладать фамилией на «герман». Алексей Герман-ст. получил премию «за честь и достоинство» (лучший вердикт 22-й церемонии вручения «Ники»). Алексей Герман-мл. был признан лучшим режиссером за «Бумажного солдата» (а лучшими операторами стали снявшие данную ленту Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев). Ну, а «открытием года» оказалась молодой постановщик Валерия Гай Германика («Все умрут, а я останусь»).
Что касается лучших женской роли и женской роли второго плана, обе сыскались в драме «Живи и помни». «Нику» взяли Дарья Мороз и Анна Михалкова соответственно.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" №16 (616), 13.04.09
|