Московский кинофестиваль:
румынский фильм срывает банк

29 апреля закончил свою работу 43-й Московский международный кинофестиваль. Из-за коронавирусных переносов он состоялся всего через полгода после предыдущего. Может быть, из-за этого его программа не могла похвастаться громкими новинками, но ряд нестандартных работ для публики открыла...
Название на миллион
Надо сказать, жюри во главе с филиппинским кинорежиссером Брийанте Мендосой смогло удивить зрителей. Хотя бы потому, что отгрузило главный приз смотра румынской сатирической ленте с чарующим названием «Засранка». Сюжет ленты Андрея Хуцуляка вращается вокруг женщины, которая подверглась травле в интернете после того как отказалась убрать за своей собачкой в метро. Эта едкая картина про то, как в современном мире самый ничтожный проступок способен привести к абсурдно несоразмерным последствиям, не только получила «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм, но и принесла награду за лучшую женскую роль сыгравшей в ней актрисе Андрее Грэмоштяну.
Что касается премии за лучшую режиссуру, то ее завоевал наш Алексей Федорченко, выступивший на кинофоруме с детективной мистерией «Последняя «Милая Болгария», снятой по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Речь в этой работе идет об эвакуированном в 1943 году в Алма-Ату молодом агрономе, который пытается спасти редкий сорт яблок, однако его отвлекает тайна исчезновения некоего писателя Курочкина.
Ну а специальный приз жюри достался «марксистской комедии ужасов» Юлиана Радльмайера «Кровопийцы». Это эксцентричное немецкое ретро рассказывает о фабричном рабочем Левушке (Александр Коберидзе), который в 1928-м играет в кино роль Льва Троцкого, но из-за политической опалы прототипа лишается артистической карьеры и подпадает под влияние молодой вампирши (Лилит Штангенберг).
Чудаки и чудотворцы
Приз за лучшую мужскую роль ушел к Сохейлу Ганадану за работу в драме «Сын». Дебютный фильм иранской постановщицы Нушин Мераджи повествует о 40-летнем мужчине с неразвитыми навыками общения, пытающемся завести друзей после внезапной смерти матери — каждый раз с плачевным результатом.
В программе документальных лент премию за лучший фильм взяла шведская «Сабайя» — запечатленная режиссером Хогиром Хирори история людей, отправившихся в сирийский лагерь на Ближнем Востоке, чтобы с риском для жизни спасти женщин, которых исламские террористы удерживали в качестве секс-рабынь.
Лучшей же короткометражной картиной жюри признало немецкую миниатюру «Коллеги». 14-минутная новелла Янниса Александра Кифера является сатирической зарисовкой про двух столяров, вдумчиво вытачивающих деревянные... свастики.
А как же мнение обычной публики? Что ж, приз зрительских симпатий обрел греческий фильм «Человек божий» Елены Попович. Это биографическая драма о святителе Нектарии Эгинском (1846-1920), епископе Александрийской православной церкви и митрополите Пентапольском, который слыл чудотворцем.
Стоит также упомянуть специальную награду Международной федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ). Ею отмечена итальянская социальная драма Леонардо Гуерры Сараньоли «Равнодушные» о борьбе бедной семьи за последнее жилье.
Конец фильма
Кроме того, призом жюри NETPAC (сети продвижения азиатского кино) наградили «Мой дом Мосул». Иракский документальный проект Адалета Р.Гармиани посвящен исследованию, видимых и невидимых ран, нанесенных недавней войной одному из древнейших городов Востока.
Ну а премия жюри российской кинокритики отправилась в Испанию. Ее получил режиссер Агусти Вильяронга за «Чрево моря» — драму про события 1816 года, когда 147 человек с севшего мель у берегов Африки фрегата были унесены на плоту в океан, что вынудило их отчаянно бороться за свои жизни.
И финальный штрих. Награду Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» за лучшую ленту российской программы вручили комедии Владимира Котта «Конец фильма». Лента описывает злоключения молодого кинорежиссера (Валентин Самохин), сбегающего с площадки ужасного российского телесериала с помощью призрака Марчелло Мастроянни (Егор Бероев).
Очевидно, что несмотря на дефицит контента категории «А», устроители ММКФ все равно сумели найти достаточное число оригинальных работ. Сообщается: на кинофоруме показали 210 картин из 51 страны. Их увидели 32 тысячи зрителей.
05.05.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|